Глава МВД Великобритании Шабана Махмуд решает неблагодарную задачу, уговаривая однопартийцев реформировать миграционную систему страны. Фото Reuters
Министр внутренних дел Великобритании Шабана Махмуд представила в парламенте проект изменения миграционного законодательства. Он предусматривает ужесточение правил получения статуса беженца. Им придется каждые два года доказывать, что они все еще нуждаются в убежище, а выслать на родину их могут в любой момент, если британские власти сочтут, что там безопасно. Проект может встретить сопротивление внутри правящей Лейбористской партии и привести ее к расколу.
В ходе выступления в парламенте Махмуд осветила основные вопросы, касающиеся изменения в миграционной политике страны, которые предлагает правительство. Ранее в интервью газете The Sunday Times она заявила: «Я вижу и знаю, что мои коллеги это видят, – что нелегальная миграция разрывает нашу страну на части».
Один из обсуждаемых пунктов проекта предполагает, что тем, кто прибыл в страну нелегально, необходимо будет прожить в стране 20 лет для получения вида на жительство. Это станет самым длительным сроком ожидания ВНЖ в Европе. Сейчас беженцам в Великобритании предоставляется защита на пять лет. По истечении этого срока они могут подать заявление на получение ВНЖ, что открывает путь к британскому гражданству. Теперь же пятилетнюю защиту предлагается сократить до двух с половиной лет. По истечении этого срока будет проводиться проверка с целью выяснить, имеется или нет та угроза, спасаясь от которой иностранец прибыл в Великобританию и просит статус беженца. Если власти решат, что угрозы больше нет, его вышлют. Впрочем, беженец может быть принудительно отправлен на родину в любой момент: согласно проекту, достаточно того, что миграционная служба признает его родину безопасной страной.
Если 20-летний срок ожидания ВНЖ распространится только на нелегальных мигрантов (читай – выходцев из Ближнего Востока, которые попадают в страну через пролив Ла-Манш а затем уже подают заявление о предоставлении убежища), то подтверждать свой статус будут все беженцы. По словам Махмуд, данное нововведение коснется и украинцев. Отвечая на вопрос журналистов, она подчеркнула, что они находятся в стране по специальной программе, и выразила уверенность, что большинство из них захотят вернуться на родину, как только российско-украинский конфликт завершится.
Нелегалов же могут ждать и другие очень неприятные сюрпризы. В Лейбористской партии жаркие споры вызвало предложение, которое озвучил 17 ноября министр при МВД по вопросам безопасности границ и предоставления убежища Алекс Норрис. Он занимается вопросами нелегальной миграции. По словам Норриса, было бы хорошо прописать в законе конфискацию драгоценностей и ценных вещей у тех, кто прибывает в страну нелегально и просит статуса беженца. С помощью конфискованного предполагается покрыть расходы на рассмотрение дела соискателя.
Ожидаются и изменения в визовом режиме. Махмуд пригрозила, что для стран, отказывающихся принимать своих граждан, незаконно попавших в Великобританию, будут введены ограничения на выдачу виз. Пока речь идет об Анголе, Намибии и Демократической Республике Конго.
Лейбористское правительство отходит от классической левой политики, предполагающей мягкое отношение к мигрантам. Победа партии на всеобщих выборах 2024 года во многом связана с решением расширить электоральную базу за счет избирателей правых взглядов, разочаровавшихся в консерваторах. Именно для них нынешний премьер Кир Стармер говорил, что не будет повышать основные налоговые ставки. Правда, он же обещал отменить программу по высылке соискателей статуса беженца в Руанду. Она была принята предыдущим консервативным кабинетом Риши Сунака. С приходом лейбористов к власти выполнение программы действительно остановлено.
Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева в комментарии «НГ» отметила, что британцы считают основными проблемами страны экономику и миграцию. А Лейбористская партия традиционно опирается и на иммигрантов тоже. Они во все больших количествах прибывают в страну, легализуются и пополняют ее электорат. «В то же время опираться только на своих избирателей лейбористы и их правительство не могут. Им нужна поддержка более широких слоев общества. С этим и связано ужесточение миграционной политики», – объяснила эксперт.
Лейбористам приходится лавировать: им надо привлечь новый электорат, не потеряв старый. Это выходит с трудом. Уже на выборах 2024 года в качестве значительной политической силы заявили себя независимые кандидаты, в основном мусульмане – выходцы из Лейбористской партии, которые не хотели себя с ней ассоциировать. Они строили свои кампании, в том числе на критике слева миграционной повестки лейбористов. Небольшое число таких кандидатов смогло пройти в парламент.
«С другой стороны, лейбористов поджимает правопопулистская партия Reform UK. Ее популярность относительно высока и основана на требованиях ужесточения миграционной политики. Поэтому лейбористам есть о чем беспокоиться. Они в тяжелом положении, когда приходится выбирать между широкими слоями общества и своей социальной базой», – подчеркнула Ананьева.
Анонсированные меры в области миграции предстоит еще утвердить. И здесь вспоминаются дебаты летом вокруг реформы социального обеспечения. «Ее пришлось утверждать в выхолощенном виде. Тогда часть депутатов-лейбористов выступили за то, чтобы серьезные меры по сокращению социального обеспечения не принимать. Их было около 50 человек, а всего у партии более 400 мандатов из 650. Тем не менее руководство лейбористов сочло, что и такое количество недовольных достаточно для корректировки реформы», – отметила Ананьева. Следует отметить, что недовольных миграционной реформой парламентариев-лейбористов может быть больше, чем 50.

