Поставки грузов по Севморпути набирают обороты. Фото с сайта www.rosatom.ru
Удачная проводка китайского сухогруза-контейнеровоза в Европу через Северный морской путь (СМП) наглядно продемонстрировала преимущества нового маршрута из Азии в Европу. Судно Istanbul Bridge вышло из Нинбо 23 сентября и прибыло в британский порт Феликстоу 13 октября 2025 года, затратив на путь всего 20 дней – почти вдвое меньше, чем при следовании через Суэцкий канал. Навигационное обеспечение рейса осуществлял Главсевморпуть.
СМП продолжает укреплять свои позиции в качестве стратегического транспортного коридора для российского товарооборота. 14 октября 2025 года в Харбине на заседании комиссии по сотрудничеству по СМП с КНР была утверждена дорожная карта, очерчивающая будущее двусторонних усилий в Арктике. Активный интерес Китая к СМП обусловлен желанием диверсифицировать торговые маршруты в Европу. Инцидент с временным закрытием Польшей границы с Белоруссией в сентябре 2025 года, через которую шло около 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС, продемонстрировал уязвимость традиционных коридоров. В этом контексте СМП рассматривается как стратегически важная опция расширения транспортировки китайских грузов на ключевые рынки.
Для реализации планов коммерческого использования СМП надо обладать мощным флотом ледового класса. И ледокольный флот России считается лучшим и самым большим в мире. На 2025 год он насчитывает около 43 ледоколов, включая 8 атомных (универсальных и ледоколов-лидеров), еще 9 находятся в строительстве. Этот флот включает как атомные ледоколы (проекты 22220, «Арктика», «Ямал», «50 лет Победы»), так и мощные дизель-электрические суда, такие как «Виктор Черномырдин».
Однако что касается вспомогательных судов ледокольного класса, то Россия сейчас их не производит. До 2022 года торговые суда Россия преимущественно заказывала в Южной Корее и Финляндии. Но с началом СВО и введением Западом санкций против России такая возможность отпала. Сейчас Москва пытается возродить собственную судостроительную индустрию и найти новых партнеров в Азии. Но для бесперебойного функционирования СМП требуется построить перевалочные базы.
Порты СМП – ключевые арктические порты России, обслуживающие маршрут между Европой и Азией, главные из них: Мурманск (незамерзающий), Архангельск, а также порты Сибири и Дальнего Востока, такие как Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, Сабетта, Диксон. Они обеспечивают перевалку грузов (газ, нефть, уголь, лес), снабжение удаленных регионов и развитие экономики.
Все основные порты СМП должны быть усовершенствованы в плане увеличения грузооборота и приема жидких и газообразных грузов. В ряде случаев потребуется даже углубление гавани для приема крупнотоннажных судов.


