0
2592
Газета Политика Интернет-версия

24.11.2000 00:00:00

Кремль отказался не от сделки Гор-Черномырдин, а от продолжения ельцинской внешней политики

Тэги: иран, оружие


иран, оружие В 1995-м Альберт Гор указал Виктору Черномырдину, каким образом Россия должна строить свои отношения с Ираном.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)

РОССИЯ пошла на чрезвычайно рискованный, но тем не менее вполне оправданный шаг: как стало вчера известно, за несколько дней до президентских выборов в США Москва официально уведомила американскую администрацию об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения. Американцы уже предупредили Москву о возможных санкциях. Однако потери от них - если вообще США пойдут на такой шаг - несоизмеримо ниже убытков, понесенных в результате добровольных самоограничений, на которые Россия (конкретно в лице премьера Черномырдина и президента Ельцина) в мае-июне 1995 года пошла сознательно под давлением администрации Билла Клинтона.

Речь сейчас идет об одностороннем выходе Москвы из ставшей недавно скандально известной сделки Гор-Черномырдин. 19 октября - за две недели до получения американцами официального уведомления из Москвы - "НГ" опубликовала материал, в котором раскрыла важнейшие аспекты той сделки, оформленной в виде меморандума (памятной записки) от 30 июня 1995 года сопредседателями российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. В тот момент, когда все обсуждали, повлияет ли огласка факта закулисного сговора на итоги выборов в США, "Независимая газета" стала единственным изданием, обратившим внимание на огромные экономические издержки для Москвы от меморандума Гор-Черномырдин, и подтвердила это соответствующими документальными материалами.

Выводы, содержавшиеся в той публикации: Россия потеряла возможность в результате договоренностей Гора с Черномырдиным получить в свой бюджет четыре миллиарда долларов (сумму, составлявшую тогда пятнадцатую часть всех бюджетных расходов или эквивалентную десятой части бюджета на текущий год), однако все еще остаются шансы исправить эту ошибку.

И вот наконец стало известно, что ошибку начали исправлять. Как стало известно, за четыре дня до выборов в США, то есть 3 ноября, российский министр иностранных дел Игорь Иванов уведомил свою коллегу Мадлен Олбрайт о намерении РФ выйти из соответствующего соглашения. По словам официального представителя госдепа, мотивация русских - оглашение в ходе предвыборной кампании в США деталей закрытых договоренностей. На деле же, как стало известно "НГ" из хорошо осведомленных источников, российское руководство рассматривало данный вопрос комплексно.

По некоторым данным, большую роль в принятии окончательного решения по возобновлению ВТС Москвы с Тегераном сыграла позиция, которую заняла Служба внешней разведки России. Аналитики из Ясенево сумели убедительно доказать Кремлю, что плюсы от начала полномасштабных контактов в военно-технической сфере с Ираном перевешивают все отрицательные последствия этого решения. Собственно, в этом и состоял смысл публикации "НГ". Представленный на утверждение Путина проект решения о возобновлении сотрудничества с Ираном в своей основе практически полностью совпадал с теми выводами и рекомендациями, которые содержались в октябрьской публикации "Независимой газеты". Не случайно, что источники в российских властных структурах, комментируя сенсационную новость агентству "Интерфакс" и обосновывая позицию Москвы, слово в слово процитировали выдержки из "НГ".

Значительное влияние на выработку окончательного решения оказала и непосредственно наша публикация: с ее содержанием специально были ознакомлены и президент, и премьер-министр РФ. В результате Кремль пришел к тем же выводам, что и обозреватели "НГ".

Из чего же складываются потерянные миллиарды? Напомним, что обязательства России перед Ираном базируются на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва обязалась поставить Тегерану самолеты МиГ-29, Су-24-МК, подлодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2.

Москва не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты - 31 декабря 1999 года. В результате мы недополучили два миллиарда долларов. Помимо этого РФ вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к ВВТ, которые она согласно российско-иранским договоренностям должна поставлять до 2011 года.

Что касается возможных закупок, к которым Тегеран проявил интерес (крупные партии комплексов ПВО С-300ПМУ-1, ПЗРК "Игла", военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В, штурмовиков Су-25, РЛС "Гамма", "Каста" и др.), то их ориентировочная стоимость также приближается к двум миллиардам долларов.

Теперь Москва денонсирует не просто одну конкретную российско-американскую сделку, но и дает понять, что намерена фактически пересмотреть магистральные направления внешней политики середины 1990-х годов, когда ее определяли Борис Ельцин, Виктор Черномырдин и Андрей Козырев. Стоит обратить внимание на тот факт, что денонсировано соглашение было до американских выборов - ждать имени победителя президентской гонки в Москве не стали: таким образом Россия показала, что данное решение носит принципиальный характер, а не базируется на политической конъюнктуре.

Американцы уже проинформировали РФ о возможном применении санкций в случае выхода России из договоренностей 30 июня 1995 года: таков был ответ Олбрайт на уведомление Игоря Иванова. Кроме того, как сообщила вчера "Нью-Йорк таймс", на недавней встрече в Брунее Билл Клинтон настоятельно просил Владимира Путина воздержаться от пересмотра меморандума Гор-Черномырдин, но, судя по всему, безрезультатно. Кремль демонстрирует, что впредь в отношениях с третьими странами он не будет обращаться к практике середины прошлого десятилетия, когда двусторонние отношения РФ с рядом государств ставились в зависимость от позиции США. Подтверждением этого стали слова главы МИД РФ Игоря Иванова, сказанные им вчера на пресс-конференции во время визита в Варшаву: "Россия основывает свои действия в строгом соответствии со своими международными обязательствами, и это относится к случаю с Ираном. Мы будем и дальше продолжать это". Как передает "Интерфакс", касаясь вопроса о включении Ирана в американский список стран, поощряющих международный терроризм, он сказал: "Если кто-то составляет свои собственные списки, то это вопрос компетенции этого государства". Можно утверждать, что для Москвы они более никакого значения не имеют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
501
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
540
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
592
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
903

Другие новости