0
8337
Газета Воины и Армии Интернет-версия

23.10.2013 00:01:00

Очень дорогая коллективная оборона

Тэги: одкб, вооружения


одкб, вооружения Николай Бордюжа демонстрирует современное российское оружие коллегам по ОДКБ. Фото ИТАР-ТАСС

Вчера представители стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) обсуждали в Москве вопросы поставок новых вооружений для оснащения подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в своих странах. Как и ожидалось, конкретных решений принято не было, поскольку все страны – участницы коллективной обороны испытывают проблемы с финансированием своих армий. А помощь России в ближайшее время будет не столь значительна, как этого хотят ее союзники по ОДКБ.

Об этих проблемах говорил накануне и генсек организации Николай Бордюжа. Он подтвердил, что РФ окажет помощь членам ОДКБ в оснащении современным оружием. 

Однако заметил, что данная программа требует больших вложений, и отметил, что сроки ее реализации могут быть перенесены: «Это исключительно дорогостоящий документ, требует колоссальных средств, которые должны изыскать и Россия, и другие государства. Может быть поэтому есть определенные задержки с отправкой вооружения государствам, так как необходимо определить источники финансирования программы». То, что такие источники не найдены, и то, что в будущем здесь появятся проблемы, подтверждают открытые данные проекта бюджета России на ближайшую трехлетку. Согласно статье «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС)», в будущем году на эти цели планируется потратить 5,8 млрд. руб. И практически по столько же – в ближайшие два года. Но заметим, что деньги по данной статье предназначены не только для военно-технического сотрудничества с государствами ОДКБ и не только для переоснащения их сил оперативного реагирования. Как считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков, на переоснащение КСОР будет тратиться не более 30% расходов, предназначенных в бюджете для помощи в сфере ВТС. При этом эксперт обращает внимание на то, что ассигнования по подразделу 0205 «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» в проект федерального бюджета РФ не включены. В то же время стоимость одной современной боевой машины десанта (БМД-4), которыми предлагается оснастить КСОР, составляет более 60 млн. руб., а альтернативного колесного бронетранспортера (БТР-82А) – около 30 млн. руб. Заметим, что это цены внутрироссийские, то есть льготные для членов ОДКБ. Таким образом, грубая прикидка показывает, что запланированные бюджетные ассигнования РФ на оснащение ОДКБ позволят в лучшем случае перевооружить за год две-три роты, входящие в КСОР (то есть закупить 20–30 боевых машин). Между тем, по официальным данным, в состав КСОР входят значительные силы. От России – одна воздушно-десантная дивизия (98-я ВВД, Иваново) и десантно-штурмовая бригада (31-я дшбр, Ульяновск), от Казахстана и Белоруссии по десантно-штурмовой бригаде и батальон морской пехоты на Каспии, по одному батальону выделили в состав КСОР Армения, Киргизия и Таджикистан. В общей совокупности это около 20 тыс. человек личного состава и более 50 воздушно-десантных и аэромобильных рот. Таким образом, с учетом темпа расходов запланированных российских ресурсов на перевооружение КСОР потребуется как минимум 20 лет. Конечно же, финансированием перевооружения КСОР должны заниматься и другие страны ОДКБ. Но их бюджеты незначительные по сравнению с российскими расходами на национальную оборону. Киргизия и Таджикистан – очень бедные страны, они пока не способны массово закупать военную технику. А Армения, которая активно совершенствует свою оборону в связи с возможной эскалацией карабахского конфликта, согласно договоренностям с Москвой ждет по линии ВТС льготной помощи от России и других стран и организаций. Исключение здесь составляют, пожалуй, лишь Казахстан и Белоруссия, но они не хотят тратить на оборону более 1% от валового внутреннего продукта (ВВП). Заметим, что в РФ этот показатель в 2014–2016 годах должен составить 3,5–4 %. Но, как выясняется, дело здесь не только в ограниченности финансовых ресурсов стран ОДКБ, но и в неспособности российского оборонно-промышленного комплекса быстро и массово перевооружить силы КСОР. К примеру, согласно контракту (на сумму 608 млн. руб.), первые десять БМД-4 должны были поступить в ВДВ до ноября 2013 года. Но из-за проблем на «Курганмашзаводе» поставки этих боевых машин в войска перенесены, и контракт будет выполнен только к началу 2014 года. То есть при таких темпах перевооружение подразделений ВДВ, в том числе входящих в КСОР, будет растянуто на долгие годы. Таким образом, экономические проблемы России проецируются и на ОДКБ. Естественно, это сказывается на дееспособности и эффективности организации. Как считают многие независимые эксперты, коллективная оборона на постсоветском пространстве существует только на бумаге. «ОДКБ не готова решать проблемы безопасности. У этой организации институциональные недостатки», – отмечает политолог Александр Князев. Его мнение разделяет и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: «То, что творится внутри и вокруг организации, производит удручающее впечатление». Видимо, не случайно периодически ОДКБ критикуют и лидеры стран, которые входят в организацию. К примеру, на декабрьском саммите ОДКБ в 2012 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон возмутился тем, что «до сих пор почти нет практической отдачи от уже подписанных нами соглашений, программ и других документов в области коллективного взаимодействия». Эмомали Рахмон, судя по всему, имел в виду и программные документы по КСОР, ВТС и т.п. Документы подписаны еще в 2009 году, но прошло более четырех лет, а перевооружение КСОР так и не началось. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
813
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
952
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
470
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
321

Другие новости