0
1250
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

Смертельная забава свободных людей


Александр Кацура. Поединок чести. Дуэль в истории России. - М.: Радуга, 1999, 344 с.

НЕЛЬЗЯ написать историю какого-либо явления без ссылки на источники, поэтому современный жанр истории невозможен без грамотной компиляции. Еще одной чисто современной чертой жанра является его относительная доступность. Такие компиляции действительно необходимы - они не только предоставляют сжатую информацию из многочисленных источников для простоты понимания и сокращения времени чтения, но и все-таки привлекают внимание к самим источникам. Своего рода реклама или анонс в наше время очень не помешают.

Автор новой истории "российских дуэлей в лицах" использовал для стройного вложения в созданную им линию появления, развития и угасания дуэльного искусства на Руси информацию из самой разнообразной и действительно необходимой для полного понимания событий литературы. Например, чтобы скомпилировать первую главу, посвященную периоду "от Алексея Михайловича к Петру Алексеевичу" - еще "азиатскому" времени, когда все междусобойные проблемы решались только через высшие инстанции, Александр Кацура внимательнейшим образом перечитал всего Ключевского и Костомарова и выловил у них очень интересные факты, касающиеся зарождения дуэлей. Вернее, предпосылок для них, которые в те времена приводили к несколько иным развязкам. "...Летом 1643 года на знаменитом Постельном крыльце царского двора повздорили из-за домашнего тяжебного дела Иван Елчанинов с Никифором, Яковом и Михаилом Самариными. Подали обиженные Самарины государю челобитную: "...он Иван бесчестил на и родителей наших, называя нас холопей твоих своими холопи, и лаял нас матерны и всякою неподобною лаею, и называл нас страдниками и земцами... И то, государь, слышали многие люди стольники и стряпчие и дворяне московские... Милосердный государь! пожалуй нас холопей своих: вели государь про то сыскать..." Казалось бы, есть у русского царя и другие заботы. Нет, учинен был сыск. По итогам сыска и разбора Ивану Елчанинову присудили выплатить оскорбленным Самариным пеню".

Несмотря на обилие цитат, уже в первой главе становится ясен личный взгляд автора - во всех его мимолетных усмешках над "азиатской безындивидуальностью". То есть с первых строк компиляция теряет свою нейтральность, но, конечно же, мы не можем судить автора, проделавшего такую громоздкую работу, за отсутствие у него "личной безличностности". По вполне справедливому мнению Александра Кацуры, дуэли в России напрямую связаны с периодом наибольшего "российского западничества" - расцветом человеческой индивидуальности и достоинства, который существовал при правлении дома Романовых. Автор боготворит это время и, соответственно, поднимает дуэль как факт до уровня проявления лучших качеств личности. И негодует на отечественную историю за потерю всего этого в 1917 году. "Французская революция сравняла сословия, сделала привилегии общими. С тех пор дуэль во Франции делается достоянием всеобщим. Она возвела всех в дворянское достоинство. Октябрьский переворот совершил нечто обратное. Он всех в России, включая немногих уцелевших дворян, загнал назад, в холопское рабское состояние. И даже правители были холопами".

Но при всем своем поклонении человеческой личности и дуэли как средству укрупнения этой личности автор, следуя нормальной человеческой логике, не может восхищаться смертоубийством. Он сравнивает дуэлянтов то с донкихотствующими рыцарями - и это придает им некоторую "нелепость любя", то, когда речь уже заходит о смерти Пушкина, с одержимыми бесами. Например, Дантес ассоциируется у Александра Кацуры с образом влюбленного беса. Вообще, в весьма интересной главе, которую автор задумал как сравнение двух весьма необычных дуэлей, прошедших с интервалом ровно в двадцать лет ("четверной" дуэли Завадовского-Шереметева-Грибоедова-Якубовича из-за балерины Истоминой и Пушкина-Дантеса), делается акцент именно на мистическое и "бесовское". Никакого "укрупнения личности" - Кацура временно меняет свой взгляд на дуэль точно на противоположный, и, видимо, зародившийся гнев на убийц великих русских поэтов приводит его к весьма оригинальным прогнозам на тему "Что бы было, если бы не...". "Первая дуэль (бес?) увела Грибоедова на Кавказ - сначала под пулю Якубовича, потом под кривой нож персидского фанатика. Вторая дуэль (через двадцать лет - снова бес?) забрала Пушкина. И нам остается только гадать, что бы сделали для своей печальной родины эти два гениальных человека, доживи они до 80, 70, да хотя бы до 60 лет! У обоих был потенциал государственных мужей... Дальше целый веер фантазий, вплоть до... После Крымской войны очередная дворянская революция, на этот раз успешная: 60-летний Грибоедов, изучивший на деле опыт американской демократии, избирается президентом свободной России, 56-летний Пушкин, посетивший наконец Европу, становится министром просвещения..." Ни больше ни меньше! Автор в своем праведном гневе даже меняет старушку Европу с ее дворянским кодексом на американскую Декларацию прав человека, а никогда не терпевшего над собой власти Пушкина записывает в гражданские мужи... Хочется верить, что данный импровизированный пассаж был вызван только горечью за неоправданные потери, потому что уже в следующей главе, посвященной дуэлям декабристов, ничего "демонического" нет, а есть, наоборот, только романтическое, с выстрелами в воздух...

В общем, если не считать данных отступлений, историческая компиляция Александра Кацуры сделана весьма грамотно: и все исторические факты на своих местах, и описаны они в популяризованной форме - с упором на загадки личной жизни великих дуэлянтов (а ими из великих, как известно, являлись очень многие великие поэты), и хорошо схвачена авторская базовая идея - параллельное развитие российской дуэли и российской истории времен династии Романовых. Все вполне добротно и завлекательно, если не считать одного - Кацура, увлекшись фактологией, совсем забыл о внутренней структуре дуэли, о ее конкретной теории (а это ведь не только выбор оружия). Хотя, впрочем, может быть, и не забыл, а сознательно не упомянул, поскольку в книге опубликованы замечательные приложения - репринты: "Дуэль и честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу" М.Э. (1902 г.) и избранные статьи из "Пособия для ведения дел чести в офицерской среде" И. Микулина (1912 г.). Авторы этих произведений, люди еще "той", прославляемой автором эпохи, видевшие и участвовавшие, разбирают и теоретически, и практически, и психологически каждую "дуэльную" мелочь, начиная от внешнего, общественного суда над оскорбителем и оскорбленным и заканчивая конкретными техническими вопросами. Когда читаешь такие подробные на всех уровнях пособия по "искусству дуэли", действительно хочется попробовать... Но самое главное, что в "сообщении" М. Э. найдена идея, глубинная суть или, можно сказать, оправдание существования дуэли как таковой, дуэли как защиты внешней чести, то есть общественной репутации личности - всего того, о чем пытался нам поведать Александр Кацура своими завлекательными историческими "байками"... "Дуэль - риск своею жизнью во имя общественного к себе уважения, во имя своей внешней чести; не чужая кровь смывает с нее пятно, а своя собственная, или, по крайней мере, готовность ее пролить. Что касается ран и убийств, то в дуэли - это лишь неизбежное зло; обществу крови не нужно: оно искренне радо, когда дуэль кончилась благополучно, но - однако - доказав несомненную готовность каждого из противников пострадать за свою честь". Вот это и есть всеобщий идеал (и Александра Кацуры в частности). Бескровное торжество свободной человеческой чести, достигаемое в результате кровавой инициации. И достичь его, по логике вещей, невозможно - поэтому он всегда привлекал внимание иногда даже "уважавших и любивших друг друга интеллигентных людей, которые все-таки стрелялись".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
915
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
781
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
913
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
620

Другие новости