0
4054
Газета Люди и положения Интернет-версия

26.04.2013 00:01:05

Один сапфир и две бронзовые лампы

Тэги: торги, Christies, Sothebys, MacDougalls


торги, Christie's, Sotheby's, MacDougall's После торгов новые владельцы смогут снять со стены эти миллионные шедевры без белых перчаток. Фото РИА Новости


В преддверии весенне-летнего сезона больших торгов аукционные дома провели в Москве целую серию предаукционных выставок. Открыл просмотр Christie's, который в этот раз показал в доме Спиридонова, не первый раз принимающем в своих стенах предаукционные выставки, 25 произведений искусства, предназначенных для лондонских, нью-йоркских, парижских и гонконгских торгов. 
Как никогда многоплановая и насыщенная экспозиция, охватывающая 350 лет истории искусства, отмечает 20-летие присутствия Christie's в России (за это время дом провел 19 выставок, показав более 250 произведений искусства). На 20-й выставке разброс экспонатов широк. От полотна Яна Стена (7–10 млн. фунтов), на котором он изобразил себя поедающим устрицы (в Голландии XVII века не меньший деликатес, чем сегодня), но не забыв про мораль – статуя Фортуны отсылает к пословице, русский аналог которой звучит: «Легко пришло, легко и уйдет». До подборки современных фотографий для специализированного аукциона – юная обнаженная Кейт Мосс в объективе Альберта Уотсона (10–15 тыс. фунтов), сексуальная Анджелина Джоли, которую Дэвид Лашапель увидел в обнимку с белой лошадью (25–30 тыс. фунтов), естественная нагота от Хельмута Ньютона («Они идут», 30–50 тыс. фунтов). Рядом очень меткая цитата Сьюзен Сонтаг (Christie's любит в своих экспозициях использовать высказывания великих): «Художник создает, фотограф разоблачает». В данном случае разоблачает буквально – от одежды. 
Несмотря на приближающиеся лондонские русские торги, в этот раз Christie's привез всего две русские работы. Одна – пейзаж Николая Рериха из серии «Святыни и цитадели», оцененный в  500–700 тыс. фунтов. Другая – масштабный ранний натюрморт Ильи Машкова. Написанный в 1910 году, он экспонировался на первой выставке «Бубнового валета» наряду еще с 19 его работами. Потом натюрморт попал в собрание коллекционера Уильяма Бэффи, любившего русских и немецких экспрессионистов. Вплоть до сегодняшнего момента работа не появлялась ни на публике, ни на торгах. Натюрморт очень темный для Машкова, в экспозиции он к тому же неудачно экспонируется рядом с окнами против света, отчего сине-зеленый фон превращается почти в черный, давящий и доминирующий над всей цветовой гаммой, отсылающей к фовистам и Сезанну. Тем не менее, несмотря на спорную декоративность, произведение редкое и оценено в 1–1,5 млн. фунтов. 
Работы европейских современников Машкова, которые будут выставлены в рамках аукционов импрессионистов и модернистов, в экспозиции тоже есть. Это один из многочисленных портретов Лидии Делекторской кисти Матисса, довольно поздний, но оцененный в 5–7 млн. долл. Здесь же иронией судьбы портрет уже не любовницы, а жены того же Матисса. «Мадам Матисс в кимоно»  написана Андре Дереном во время совместного пребывания двух художников в Коллиуре. Результаты их поисков были представлены на знаковом для истории искусства осеннем салоне 1905 года, после которого благодаря критику Луи Воселю появился термин «фовизм». Этот ранний портрет оценен во впечатляющие 15–20 млн. долл. и при благополучном стечении обстоятельств даже имеет шанс стать самым дорогим произведением художника. Пока рекорд принадлежит пейзажу, написанному в том же Коллиуре и проданному в 2010 году за 24 млн. долл. 
Чуть более ранний период истории искусства представлен двумя работами прерафаэлитов, что особенно любопытно в ожидании большой выставки прерафаэлитов, которая откроется в ГМИИ им. Пушкина в начале июня. Тщательно выписанный групповой портрет трех нежных девочек – сэр Джон Эверетт Милле изобразил своих дочерей – оценен в 2–3 млн. фунтов. Но гораздо больше поражает большеформатная акварель Берн-Джонса. «Любовь среди руин» (3–5 млн. фунтов) навеяна поэмой Роберта Браунинга и представляет влюбленную пару: в образе девушки исследователи видят возлюбленную художника Марию Замбако. По мотивам акварели Берн-Джонс создал большое полотно, которое также приедет летом в Пушкинский. Christie's процитировал и Берн-Джонса, который сказал, кажется, за всех прерафаэлитов: «Единственная правда в том, что красота прекрасна – она успокаивает, вдохновляет, пробуждает и возносит, никогда при этом не предавая». 
Глава ювелирного отдела Sotheby's Дэвид Беннет представляет украшения Джины Лоллобриджиды.	Фото РИА Новости
Глава ювелирного отдела Sotheby's Дэвид Беннет
представляет украшения Джины Лоллобриджиды.
Фото РИА Новости
Привез дом и несколько предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь английские часы конца XVIII века, оцененные в 450–600 тыс. фунтов (похожая модель находится в собрании Эрмитажа), китайская императорская курильница, украшенная перегородчатой эмалью (1,5–2,4 млн. долл.), а также стол и два торшера работы мастера ар-деко Арман-Альбера Рато. В мае в Париже Christie's проведет аукцион, на который выставит целую серию работ дизайнера, выполненную для мадридской резиденции герцогини Альбы Паласьо-де-Лирия. Это только часть первоначального интерьера, полностью созданного Рато (он пострадал во время гражданской войны в Испании). Герцогский дом решил продать их, а вырученные средства пустить на поддержание своего дворца. Работы Рато появляются на рынке заметно реже, чем других дизайнеров ар-деко, а стоимость его бронзовых изделий, которые ценятся выше всего, доходит на торгах до 2–3 млн. долл., а в частных галереях до 6–7 млн. Привезенные в Москву предметы тоже дорогие: напольные лампы и столик со столешницей из черного мрамора оценены в 1,5–2 млн. евро за каждый предмет. 
Впрочем, кто-то готов платить миллионы за бронзовые лампы, а кто-то предпочитает вкладывать те же деньги в бриллианты. Sotheby's в этот раз решил сделать ставку именно на ювелирном искусстве – в ожидании большого майского аукциона в Женеве, дом привез в Москву на радость столичным красавицам два десятка роскошных украшений. Часть из них отличают не только качество, но и провенанс: когда-то их выбирала и носила Джина Лоллобриджида. Теперь актрисе, увлекшейся скульптурой и благотворительностью, столько бриллиантов не требуется – 22 предмета выставлены на торги. 
В Москву привезли сет с изумрудами, который Джина носила на многие важные открытия, церемонии «Оскара» – в экспозиции есть несколько ее фотографий в этих эффектных украшениях: в кольцах, брошах и серьгах (эстимейт – 120–125 тыс. долл. за предмет). Есть здесь и еще одни уникальные серьги с очень редкими крупными жемчужинами (600 тыс.–1 млн. долл.). Впрочем, как и у любой женщины, в шкатулке Джины были не только выходные украшения, но и повседневные. Среди них выставлен и необычный сувенир – кусочек породы с вросшим в нее натуральным алмазом правильной восьмигранной формы. Актриса попросила сделать из него подвеску в форме сердца, чтобы подчеркнуть природную красоту. 
Привез Sotheby's и вещи уже из других коллекций – брошь с бирманским сапфиром, который принадлежал супруге Наполеона Бонапарта Жозефине Богарне (200–300 тыс. долл.), и несколько крупных бриллиантов. Как рассказал глава ювелирного отдела Sotheby's Дэвид Беннет, один из них  –  желтый в 74 карата (1,4–1,8 млн. долл.) – принадлежал последнему иранскому шаху династии Каджаров. В витрине черно-белая фотография совсем юного мальчика, не только феска которого украшена этим крупным бриллиантом, но и строгий темный китель словно орденами увешан драгоценными камнями. Выставил дом и жемчуг, например ожерелье в три нити из натурального жемчуга редкого качества (270–400 тыс. долл.). Некоторое время назад его сильно потеснил на рынке искусственно выращенный жемчуг, но за последние пять лет натуральный снова сильно рванул в цене – из-за проблем с экологией такого отменного жемчуга все меньше. Как рассказал Беннет, лет 25 назад на Sotheby's примерно за 1 млн. долл. была продана одна нитка жемчуга подобного уровня – в 1922 году Картье обменял ее на целый особняк на Пятой авеню, где впоследствии расположился его магазин. 
Впрочем, если в мае внимание российских покупателей и инвесторов и привлекут ювелирные украшения, то в июне главный интерес многих будет сосредоточен на традиционных лондонских русских торгах. К ним уже начал готовиться дом MacDougall's – в этот раз он провел в Москве сразу две выставки. Одна с плакатной и журнальной графикой (среди авторов Верейский, Родченко, Петров-Водкин, Дормидонтов и другие) закрывается сегодня в Музее современной истории России. Другая – с живописью –  открыта до 30 апреля в представительстве аукционного дома в Москве. Интересных работ на этой выставке несколько. Здесь и замечательный ранний портрет Натальи Гончаровой кисти Михаила Ларионова из коллекции Георгия Костаки (80–120 тыс. фунтов), и большой известный,  много раз опубликованный пейзаж соснового бора под Гатчиной Шишкина (1,2–1,8 млн. фунтов), и кубистический вид Тифлиса Веры Рохлиной (350–400 тыс. фунтов) – художница недолго прожила в этом городе перед эмиграцией в Париж. И скучноватое, но с интересной историей «Заседание Реввоенсовета» Исаака Бродского (200–300 тыс. фунтов) – это первоначальный авторский вариант  работы, которую заказал художнику Ворошилов, но наркому не понравившийся, исправленная версия висит теперь в Музее вооруженных сил.
Но главная звезда будущего аукциона и, конечно, выставки – полотно Михаила Нестерова «Странники. За Волгой» из его знаменитого цикла «Путники» (1,4–3 млн. фунтов). На создание этой серии оказал влияние близкий друг художника, священник Леонид Дмитриевский (которого Нестеров и изображал в образе Христа). По легенде размер полотна обусловлен размером спинки дивана, за которым художник прятал холст –  уже наступили тяжелые времена, арестовывали его близких родственников, сам Нестеров потерял мастерскую, заниматься такими темами в живописи было просто опасно. Тем не менее он создал целую серию работ, большая часть которых теперь в музеях. Часть из них можно увидеть на открывшейся на днях выставке в Третьяковской галерее, посвященной 150-летию со дня рождения мастера, а это чудом оказавшееся в частных руках полотно купить на июньских русских торгах, которые, по всей видимости, откроют еще немало любопытного.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
496
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
530
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
586
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
893

Другие новости