0
1074
Газета Кино Печатная версия

26.03.2012

О грибах легко

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Веселые приключения героев Курочкина и Бархатова.
Кадр из фильма

Вундеркинд оперной режиссуры Василий Бархатов дебютировал в качестве кинопостановщика. Сценарий к его первому фильму «Атомный Иван» написан также человеком театральным – драматургом Максимом Курочкиным. Герои их картины участвуют в создании любительского спектакля. Кажется, «Атомный Иван» мог бы быть реализован в качестве очередного бурлеска на сцене, радуя привычный круг поклонников авторов. Зачем было снимать кино и кто теперь это кино будет смотреть – вот в чем вопросы.

Несколько лет назад был подобный случай: продюсер Елена Яцура связывала большие надежды с молодым театральным драматургом Иваном Савельевым. В качестве режиссера тот долго колдовал над фильмом «Каденции» по собственному сценарию, и картина, по большому счету, так и не получилась. Вышла она чрезмерно прихотливой и невнятной. Но, хоть и не стал этот кинодебют театрального автора убедительным, раздражения он не вызвал, потому как пиетет перед наследием сложного авторского кино был ощутим. В случае же «Атомного Ивана» поражают самонадеянность и напор новоиспеченных кинематографистов – а произведение-то их довольно беспомощно.

Смешно вот что. С приветственным словом обратился на премьере к гостям представитель «Росатома» (масштабы участия корпорации в проекте до конца так и непонятны, но в любом случае ощутимы – группу даже пустили снимать на настоящие атомные объекты). А сюжетная канва, как мы уже говорили, являет собой постановку заезжим режиссером спектакля с сотрудниками атомной станции. Жизнь на станции небогата на события, вот и решило руководство развлечь работников. Пригласили по наводке амбициозного постановщика-экспериментатора и заказ сделали в самых общих чертах: что-нибудь на атомную тематику. А ему что? На атомную так на атомную, лишь бы заработать. И вот он ваяет фантастическую мистерию про далекое будущее: атомные грибы-мутанты захватили землю и теснят последних людей – а те сопротивляются и выживают, как их ни облучай, ни мори голодом и ни морозь пустынным холодом. По мере работы над спектаклем режиссер, как и положено, испытывает муки творчества, волочится за исполнительницей главной роли и тяжко бухает – и в последнем пункте кроется явный просчет, ведь то зрелище, которое предстает на сдаче глазам заказчика (большого атомного начальника), явно свидетельствует о том, что автор уходит от реальности не столь банально. Во хмелю такое не привидится, тут работают другие способы расширения сознания. Директор станции – корпусной мужчина в костюме и галстуке – таращится во все глаза, силится вникнуть в сложный строй художественных образов. Это явно не его искусство. Кажется, после поклонов разразится скандал, но… чиновник предпочитает сделать хорошую мину и бодренько пригласить всех на фуршет: столы заказаны, корреспонденты окрестных телеканалов заряжены на сюжеты о смелой инновации в буднях атомщиков. Любопытно, конечно, что заказчик скажет исполнителю при закрытых дверях, но это уж скрыто за горизонтом финальных титров.

К чести героя фильма – режиссера Аркадия – надо сказать, что он со временем хотя бы втягивается в процесс, творит с жаром. «Он за что ни возьмется, поставит про апокалипсис», – предупреждает директор театрального кружка, его однокурсник. Да, про апокалипсис, но каждый раз – как впервые. Постановщик же фильма «Атомный Иван» Василий Бархатов сразу предупредил в своей премьерной речи: «Отнеситесь к фильму легко, не грузитесь!» Есть ощущение, что и сам он не грузился. Надо снять кино? Снимем. Главное – напихать побольше приколов, шуток, чтоб смотрящий ржал и даже не отслеживал несуразность происходящего. Эксклюзивные виды атомных объектов в исполнении хорошего оператора Руслана Герасименкова фильм не спасают, равно как и участие хороших и модных актеров. Григорий Добрыгин и Юлия Снигирь играют влюбленных физиков. Таня хочет прожить на станции всю жизнь, заниматься наукой. А Ваня, хоть и потомственный атомщик, мечтает оторваться от семейной традиции, уехать, забыть о формулах. Вот в паре Гусев–Леля в знаменитом фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» было наоборот: он – фанатик своего дела, а она – так, случайный в науке человек. Аллюзии на главный советский фильм о физиках, кстати, использованы авторами «Ивана» на всю катушку – ведь так удобно резвиться вокруг готового сюжета на заданную тему. Даже как-то неудобно становится: обрушили свой «юмор» и на атомщиков – а ведь они к вам со всей душой, и на хрестоматийный фильм, который сегодня, может, и смотришь не без улыбки, но в соотношении с ним «Атомный Иван» - что Моська рядом со слоном.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
258
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
280
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
690
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
748

Другие новости

Загрузка...
24smi.org