2
18402
Газета Кино Печатная версия

04.10.2013 00:01:00

"Сталинград" Бондарчука - искусственный мирок

Российский режиссер отправился за "Оскаром" на танках

Тэги: кино, премьера, сталинград, оскар


кино, премьера, сталинград, оскар Сталинградские развалины превратились в живописные декорации для военной драмы. Кадр из фильма

В Москве состоялась премьера фильма Федора Бондарчука «Сталинград» – первой российской картины в формате IMAX-3D. Любовь на фоне войны (или война на фоне любви) – старинная формула успеха, в которую по-прежнему верят кинематографисты. В основе «Сталинграда» именно такая коллизия, потому, видимо, и решено послать его от России на «Оскар».
Правда, история выдвижения «Сталинграда» на «Оскар» вызывает вопросы. Как, впрочем, ежегодно вызывает их сама комиссия по выдвижению, формы и результаты ее работы. Начнем с того, что и в этом году никому из дотошных коллег-журналистов не удалось получить официальный список лиц, в эту комиссию входящих. Не существует даже официального сайта российской комиссии по выдвижению фильмов на соискание премии Американской киноакадемии, на который почему-то отсылал журналистов председатель комиссии режиссер Владимир Меньшов.
В общем – сплошной туман. В нем теряются и обстоятельства проката «Сталинграда» – ведь по уставу премии «Оскар» на момент подачи авторами документов их фильм-соискатель должен идти в прокате как минимум неделю в период с 1 октября предыдущего до 30 сентября текущего года. Между тем на всех постерах «Сталинграда» написано белым по черному: «В прокате – с 10 октября». «Как же так?» – спросите вы. На «Оскар» уже выдвинули, а прокат еще не начался…
Фокус-покус! С 23 по 30 сентября фильм шел в одном-единственном зале нового петербургского кинотеатра «Великан» (совладельцем которого, кстати, является Бондарчук), на сеансе в 23.50. Так что формальности соблюдены, заверил нас продюсер Александр Роднянский на пресс-конференции в день премьеры. Честно говоря, нет никакого азарта вести следствие – продавали ли билеты, показывали ли в маленьком питерском зале «Сталинград» на полночных сеансах… Потому что полноценной оскаровской интриги в этом году все равно не было. Единственным конкурентом фильму Федора Бондарчука виделась «Легенда № 17» Николая Лебедева. В обоих случаях – «патриотическое кино большого стиля».
Принято думать, что американцев можно поразить размахом, особенно батального свойства. История, что происходит в сердце развороченного Сталинграда, конечно, подпадает под категорию потенциально оскаровских. К тому же она исполнена в стереоскопическом формате, чтобы, по словам Роднянского, приблизить сегодняшнего зрителя к впечатляющим событиям прошлого. Это, как известно, любимое занятие голливудских специалистов. Они так приближают к современному зрителю античных воинов, средневековых рыцарей и диккенсовских оборванцев, что историки хватаются за сердца и в обмороке сползают с кресел…
Вот и персонажи «Сталинграда» – завшивевшие бойцы Красной Армии, голодные жительницы осажденного города  – сияют с экрана отбеленными зубами, одна встряхивает тщательно прокрашенными и завитыми локонами, другой демонстрирует живописно нанесенные кистью гримера разводы сажи и крови. Каркасы разбомбленных домов выглядят, как фанерные задники в театре, и никакая технология IMAX не спасает от впечатления, что перед тобой искусственно (но не искусно) созданный мирок.
Мало кому удается передать в кино вкус, цвет, запах далекой эпохи – это очень тонкая материя, и дело тут не в количестве и качестве консультантов. Бондарчук-старший был великим умельцем создавать масштабные исторические, батальные кинополотна, и его сына неизменно мучают сравнениями. Но историзм «Войны и мира», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину» не соизмерим с историзмом «Сталинграда». Последний также основан на большой литературе (использованы линии романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба») и рассказах непосредственных участников событий, но преодолеть холод схематизма авторам не удалось.
Чувствуется – хотели зацепить, поразить историями реальных судеб, но формат новейшего киноаттракциона железно диктует свои законы. Он диктует даже следование стандартам красоты, и Маша образца 1942-го приобретает черты блондинки из компьютерной игры. А герой-капитан, защитник Сталинграда, по речи и повадкам малоотличим от бравого вояки из фильма, например, «Август. Восьмого», где действие разворачивается практически в наши дни…  
И еще одно печальное обстоятельство – музыкальное излишество как вспомогательный способ задекорировать отсутствие энергии. Музыка не смолкает практически ни на секунду и потому довольно скоро начинает раздражать. Темы, мелодии, звучащие в «Сталинграде», – очевидно, не самые оригинальные в творчестве великого Анджело Бадаламенти. В своем рассказе композитор дал понять, что работа была поставлена на поток. А Бондарчук на упрек в излишнем пафосе искренне признался: «Вы это о музыке? Ее много? Скажу честно: да, я это люблю…»        

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Андрей Акшин 16:21 04.10.2013

Никаких сомнений, что Ф.Бондарчук руководил созданием очень хорошего фильма. Он других и не снимает. Генетика такая. Но также, никаких сомнений нет в том, что Ф.Бондарчуку опять не удалось снять фильм выдающийся. Проблема та же, что и с "Обитаемым островом" по роману братьев Стругацких. Режиссёр берёт в основу сценарного хребта очень хорошее литературное произведение, но... с устаревшей сюжетной линией, которая и оказывается важнейшей для фильма. В ней-то, в сюжетной линии, и заложена изначальная слабость. В романе Гроссмана имеется несколько великолепных сюжетных ходов и мастерски выписанных эпизодов. Однако страницы о Сталинградской битве - самые слабые в романе. Именно опора на них уже изначально не могла позволить фильму "Сталинград" стать выдающимся. Его литературная основа устарела, не стала ни классикой, ни новаторством. Впрочем, автор сей нехорошей в адрес фильма статьи и сама догадывается о причине своего недовольства. Только назвать её, причину, стесняется. Вот и прячется за белозубую улыбку. Но заглавие выдаёт автора с головой. "Искусственный мирок"... Обидно было бы такое услышать Василию Гроссману. И кстати, отчего бы за "Оскаром" не съездить и на танке? Ведь всего пару лет назад Бигелоу прискакала за "Оскаром" на мине. Ах, да! Я забыл, что тогда в соперниках у её сапёрного фильма была такая "безделица", как "Аватар". Бондарчуку "Оскар" не дадут. Ведь "барахло", вроде кэмероновского шедевра ему не противостоит. Да и с женой он не развёлся...

13:34 05.10.2013

Оскар интересен только для режиссёра, занятых актёров и кинокритиков. А вот как фильм покажет себя в прокате - это оценка зрителей. Она для фильма главная и окончательная.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будь хорошим мальчиком

Будь хорошим мальчиком

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит новый фильм автора "Гоморры"

0
724
За Россию – вне России

За Россию – вне России

Виктор Леонидов

Иконописец и «пропагандист» русского искусства Евгений Климов

0
791
У вас продается славянский шкаф?

У вас продается славянский шкаф?

Арсений Анненков

Олег Басилашвили о реформах 90-х и «побежденных розовых немцах»

0
1195
Секреты Ла-Ла Ленда

Секреты Ла-Ла Ленда

Наталия Григорьева

Автор хоррора "Оно" снял кино про самый кинематографический город мира – Лос-Анджелес

0
1614

Другие новости

Загрузка...
24smi.org