0
11542
Газета Образование Интернет-версия

08.05.2024 15:23:00

Вернутся ли в школы группы продленного дня советского образца

В СССР это было не что иное, как бесплатное репетиторство

Тэги: госдума, школа, группы продленного дня, продленка, бесплатное репетиторство, гаджеты


госдума, школа, группы продленного дня, продленка, бесплатное репетиторство, гаджеты Работа групп продленного дня в школах России должна быть закреплена законодательно, считают в Госдуме. Фото PhotoXPress.ru

Вопрос о работе групп продленного дня опять на повестке дня. На этот раз в Госдуме РФ предложили продлить часы работы таких групп до шести-восьми часов вечера. Это как раз то время, по мнению депутатов, когда родители возвращаются после работы домой. И могут забрать детей после школы уже с приготовленными уроками, после всех прогулок и школьных секций.

В принципе это то, о чем втайне или явно мечтают современные родители. Они и сами так росли.

Депутат Госдумы Борис Чернышов, предложивший такой вариант, считает, что работа групп продленного дня в школах России должна быть закреплена законодательно. Он предложил министру просвещения рассмотреть возможность возвращения продленки в систему школьного образования. В этом случае, считает депутат, «школа станет для ребенка центром физического и интеллектуального развития, формирующим базу для активности на протяжении всей жизни».

Напомним, что решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней принимается образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. Это положение закрепляет Федеральный закон от 14.07.2022 № 301-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона «Об образовании в РФ». Также определены виды деятельности, которые могут проводиться в группе продленного дня, в числе которых присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. Кроме того, закреплено право субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение деятельности групп продленного дня.

Так что не совсем понятно, как именно будет выглядеть реализация депутатского предложения. Возможно, оно предусматривает более расширенный вариант работы групп продленного дня, отчасти напоминающий продленку советского периода. Напомним, как это выглядело в те времена.

15 февраля 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 182 о группах продленного дня. И уже с 1 сентября 1960 года они появились в советских школах. Бесплатно, повсеместно и в обязательном порядке для всех младшеклассников. Государство решило значительно улучшить общественное воспитание советских детей и оказать помощь семьям школьников.

Все дети младшей школы должны были оставаться после уроков на продленке. Вместе с учителем (чаще всего это был учитель начальных классов) делали домашние задания. И это, несомненно, радовало родителей, особенно после напряженного трудового дня. Впрочем, и школьные программы на тот момент были куда проще, внятней и продуманней. И по сравнению с сегодняшними ребусами домашка того времени не требовала от родителей титанических умственных усилий.

Понятно, что это было не что иное, как бесплатное репетиторство, но отрабатывали его учителя на совесть. Так как на большинстве предприятий того времени рабочий день продолжался до 17 часов вечера, то и продленка работала до этого времени. Разумеется, детей в школе кормили. И они там не только делали уроки, но еще и играли на школьном дворе, занимались в бесплатных кружках, посещали с учителем кинотеатры, смотрели диафильмы и т.д.

Тогдашний курс на научно-технический прогресс отчасти перекликается с сегодняшним временем. Но для того чтобы сегодня начался подъем экономики, взрослое население должно работать. «Родителям школьников бесплатная или доступная по цене продленка позволит активнее реализовывать себя в труде, строить карьеру и увереннее обеспечивать детей, не опасаясь за их благополучие», – говорится в обращении депутата.

Впрочем, сегодня депутатская инициатива вызвана не только экономической ситуацией в стране. Отвлечь ребенка от гаджетов – вот еще одна причина введения продленки. Предполагается, что школе будет что предложить ребенку, который в отсутствие родителей просиживает в интернете по пять и более часов в день. И это мешает развитию его мышления и негативно сказывается на психологическом состоянии. Не все родители могут оплатить расходы на дополнительное образование и внеучебную активность детей, и траты на это растут ежегодно и повсеместно. Для многих такие услуги оказываются финансово недоступными. Так что продленке предстоит конкуририровать и с гаджетами тоже.


Читайте также


Антимиграционная риторика противоречит ностальгии по советской империи

Антимиграционная риторика противоречит ностальгии по советской империи

Разговор о приезжих как об особом типе преступников становится политическим мейнстримом

0
1957
Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
2257
Приезжих иностранцев выделяют в особую категорию нарушителей

Приезжих иностранцев выделяют в особую категорию нарушителей

Иван Родин

Госдума гарантирует быструю поддержку "хорошим законам" об ужесточении контроля над мигрантами

0
1634
Депутаты ждут от Минфина уточнений по инвестиционному вычету

Депутаты ждут от Минфина уточнений по инвестиционному вычету

Ольга Соловьева

Законопроект о совершенствовании налоговой системы принят во втором чтении

0
1445

Другие новости