0
3932
Газета Кино Интернет-версия

11.12.2014 00:01:00

"Артдокфест" проходит со скандалами и без финансовой поддержки Минкульта

Тэги: документальное кино, фестиваль, артдокфест, москва


документальное кино, фестиваль, артдокфест, москва Режиссер Мария Кравченко представляет фильм «На пороге страха». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Главный российский смотр документального кино в этом году проходит со скандалами и без финансовой поддержки Министерства культуры. Однако благодаря организованному в Интернете сбору денег программа фестиваля не пострадала ни количественно, ни качественно. Одной из основных тем «Артдокфеста» ожидаемо стали события в Украине, а начался смотр с показа последней работы классика документалистики Герца Франка.

Картина Франка «На пороге страха» рассказывает историю любви израильского преступника № 1 Игаля Амира, в 1995 году убившего премьер-министра Ицхака Рабина, и его нынешней жены Ларисы Трембовлер, с которой он познакомился, будучи осужденным на пожизненное заключение. Их роман начинается в письмах, развивается до коротких свиданий, завершается свадьбой и рождением ребенка, который становится пятым для Ларисы и первым для Игаля. За 10 лет под прицелом камеры Франка отношения героев проходят  бюрократические и моральные испытания, связанные  с откровенной ненавистью окружающих, не простивших Амиру содеянного. В коротких уличных интервью простые люди обвиняют не только убийцу, но и полюбившую его женщину, отказывая и ей в праве на счастливую жизнь. Маленькому сыну Игаля и Ларисы эти же прохожие прочат тяжелую жизнь, полную презрения и непонимания. Вместо собственной оценки событий режиссер дает слово героям: Амир воспитывает ребенка в основном по телефону, пытаясь за отведенный на беседу час ответить на вопросы о жизни, смерти, Боге и собственной вине. Ее он признал еще на месте преступления, а вот раскаяния в содеянном нет и по сей день.

Тема преступления и наказания, или скорее человека, преступившего черту, интересовала режиссера на протяжении многих лет: он снимал несовершеннолетнего в колонии («Запретная зона») и приговоренного к смертной казни в последние месяцы его жизни («Высший суд»). В этот раз в центре фильма оказывается не сам убийца, а люди, на жизнь которых, случайно или нет, влияет совершенный им поступок. История любви Ларисы и Игаля, как ни странно, также последствие тех выстрелов в 1995 году. Возникло бы чувство при других обстоятельствах – один из многих, не заданных, но звучащих за кадром вопросов. Другой: считать ли Игаля Амира преступником, когда сам он действовал согласно своим убеждениями, во благо страны? Какой суд страшнее, общественный или высший, и перед кем на самом деле виноват герой картины?

Над своим последним фильмом Герц Франк работал 10 лет, используя собственные записи, интервью с героями и архивные кадры. За это время убежденность в значимости истории Игаля и Ларисы подвергалась сомнению в глазах автора: он сам появляется в кадре, не только рассуждая о сюжете, но и становясь еще одним его героем. Режиссер ушел из жизни в 2013 году, не дожив до премьеры. Работу над фильмом завершила его коллега Мария Кравченко, так что кадры с Франком, пусть они и нарушают стройную конструкцию, можно считать данью творчеству режиссера и попыткой подвести итог жизни художника.

Затрагивающая непростые темы первая фестивальная картина вполне вписывается в программу и общее настроение «Артдокфеста» этого года. Лишенный поддержки Минкультуры за антигосударственную позицию президента смотра Виталия Манского, фестиваль проходит вопреки всему, на деньги зрителей и прочих неравнодушных, собранные в Интернете. «Кино, которое мы покажем на фестивале, существует вопреки, ему приходится прорываться, но эти фильмы не дают умереть вере, силе и нашему общему бесстрашию, – заявил в своем видеообращении на церемонии открытия Виталий Манский. – 2014 год войдет в историю, и его будут изучать в том числе и по фильмам, премьеры которых состоятся на «Артдокфесте». Каждый второй фильм в программе посвящен самым острым политическим и социальным явлениям последнего времени: главным образом, конечно, событиям в Украине. В основном конкурсе  фильмы о ДНР и евромайдане, о движении Femen. Остальное выделено в отдельную программу «Украина – не Россия». В нее вошли картины, снятые в Украине или об Украине в разные годы: например, фильм Сергея Лозницы «Майдан», шанс увидеть который в России вряд ли бы представился, не будь «Артдокфеста».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1234
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
925
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1032
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1092

Другие новости