0
2335
Газета Кино Интернет-версия

16.02.2016 10:25:00

Берлинале-2016: Европа как отель и "Выживший" с Депардье

Вторая неделя кинофестиваля началась со "Смерти", "Войны со всеми" и "Конца"

Тэги: берлинале, данис танович, депардье, гийом никлу, кино, кинофестиваль


берлинале, данис танович, депардье, гийом никлу, кино, кинофестиваль На фото боснийский режиссер Данис Танович, Фото Reuters

Боснийский режиссер Данис Танович, обладатель призов Канна, Венеции, Берлина и даже "Оскара", в этом году вполне может пополнить свою коллекцию наград. Его новый фильм "Смерть в Сараеве", представленный в основном конкурсе, на середине фестиваля показался глотком свежего воздуха.

Все действие картины разворачивается в течение одного дня в замкнутом пространстве, шикарной гостинице в центре Сараева. Впрочем, и день непростой - 28 июня 2014 года, ровно 100 лет спустя после рокового выстрела Гаврилы Принципа в эрцгерцога Франца Фердинанда, и название у отеля символичное, "Европа". Да и атмосфера как перед началом войны: вот-вот должны прибыть дипломатические делегации из стран Европы для встречи на высшем уровне, а персонал планирует забастовку. Тем временем, в номере-люкс репетирует пламенную речь загадочный вип-гость из Франции, которого усиленно охраняет полиция, а на крыше телевизионщики снимают передачу, посвящённую событиям столетней давности и их последствиям. Одним из гостей программы станет Гаврило Принцип.

По словам самого Тановича, фильм он снимал в первую очередь для соотечественников-боснийцев, до сих пор не определившихся, кем считать Принципа - террористом или героем. Впрочем, неразрешенные вопросы, поставленные ещё в начале прошлого столетия, есть не только у многострадальной Боснии, но и у каждой из её близкий и дальних соседей. "Европа умерла в Сараеве, умерла в Аушвице, умерла в Сребренице", - повторяет свой текст француз, пока на крыше новый Гаврило Принцип уже вытащил свой пистолет. Здесь на каждом этаже - маленькое сражение, словесное или физическое, по телефону или с глазу на глаз, из-за нового дивана, задержки зарплаты или исторической правды. Помимо сценария, многословного, многоуровневого, но тонкого и по-настоящему кинематографичного, отдельного внимания и восхищения заслуживает операторская работа - Эрол Зубцевич следует за героями по коридорам и лестницам, снимая длинными планами, достойными сравнения с работой Эммануэля Любецки в том же "Бердмане". В финале не будет ни однозначных ответов, ни выводов - только ещё один выстрел, ещё одна смерть, скорее всего роковая для "Европы". Или Европы.

Среди достойных конкурентов "Смерти в Сараеве" в конкурсе по-прежнему пока лишь фильмы Джеффа Николса ("Midnight Special") и Джанфранко Рози ("Огонь в море"). Германия представила спекулятивную драму "24 недели" про аборт на 7-м месяце беременности. Венсан Перес привёз режиссёрскую работу под названием "Одни в Берлине", где в картонных декорациях нацистской Германии мучаются Брэндан Глисон и Эмма Томпсан - кажется, что оба попали на школьную любительскую постановку или на съемочную площадку третьесортного телефильма.

Подобные картине Тановича кинематографические "жемчужины" как всегда легче отыскать в параллельных программах. Этот год не исключение - есть и британский триллер про безумных беременных ("Соседи снизу"), и интеллектуальная американская комедия про любовь математиков и антропологов с Джулианной Мур, Гретой Гервиг и Итаном Хоуком ("План Мэгги"), и предельно неполиткорректная чёрная комедия ирландского режиссера-хулигана Майкла Джона МакДоны ("Война со всеми"), и даже кино с Жераром Депардьё в роли Жерара Депардьё.

Фильм "Конец" Гийома Никлу - психоделический моноспектакль Депардье, который в один прекрасный день отправляется на охоту и, заблудившись, оказывается в мистическом лесу со скорпионами и молчаливыми голыми женщинами. Обильно потея, тяжело дыша, жалуясь на больные колени и разговаривая сам с собой (в основном матерясь), актер большую часть фильма пытается найти выход из проклятого леса. Никлу по-садистски испытывает терпение зрителя, намеренно берет крупные планы пыхтящего Депардье, придумывает для него комичные мизансцены и приводит к неожиданному (неожиданность страшная и тем приятная) и открытому финалу. Ну чистой воды "Выживший"!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
639
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
689
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
707
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
795

Другие новости

Загрузка...
24smi.org