0
12273
Газета Кино Печатная версия

16.08.2021 18:19:00

Сделаем Средневековье снова великим

Старинная поэма превратилась в поэтическое экофэнтези "Легенда о Зеленом Рыцаре"

Тэги: рыцарский роман, экранизация, легенда о зеленом рыцаре, дэвид лоури, экопритча, человек, природа


рыцарский роман, экранизация, легенда о зеленом рыцаре, дэвид лоури, экопритча, человек, природа Путь героя – это путь внутренней борьбы, преодоления, диалога с собой. Кадр из фильма

Российский прокат ожидает по-настоящему значимая премьера – «Легенда о Зеленом Рыцаре» режиссера, сценариста и в данном случае, что важно, монтажера Дэвида Лоури, экранизация рыцарского романа XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Автор (перед просмотром можно освежить в памяти его же экзистенциально-медитативную «Историю призрака» 2017 года) трансформирует одну из поэм о дворе короля Артура в современное, переосмысляющее и жанр фэнтези, и литературный источник – но без потери многочисленных смыслов последнего – произведение невероятной аудиовизуальной красоты. В главной и совершенно неожиданной для себя роли – Дев Патель.

На рождественском пиршестве при дворе Король (очевидно, Артур, хотя по имени его и не называют, играет Шон Харрис) собирает своих верных рыцарей. Возле трона находится место племяннику, сыну сестры (опять же без имен, но Фею Моргану играет Сарита Чоудри), юному, неопытному, но явно амбициозному юноше Гавэйну (Патель). В разгар застолья в зал врывается загадочный всадник в доспехах, похожих на ствол древнего, поросшего мхом, дерева, – Зеленый Рыцарь бросает вызов, предлагая одному из королевских воинов сразиться с ним. Гавэйн выходит вперед, выслушивая условия: сегодня молодой человек сможет нанести удар, но спустя год и один день должен будет отыскать Зеленого Рыцаря в его башне и, так сказать, подставить щеку для ответного. Голова гостя летит с его плеч, а Гавэйн, протомившись указанный срок, отправляется в путешествие по долам и холмам. Путешествие мистическое и метафорическое, которое заставит путника повзрослеть, столкнуться с природой и самим собой.

Сам факт того, что Лоури взялся именно за это произведение, впечатляет – понятно, что и язык, и образный ряд средневековой литературы могут быть сложными, а то и вовсе непонятными для современного человека, читателя, а в данном случае зрителя. Тем не менее режиссер не отказывается от него полностью, не превращает легенду в напичканный спецэффектами упрощенный фэнтези-экшен, а сохраняет и символическую, и смысловую составляющую, придумывая органичное визуальное и музыкальное сопровождение. Что касается последнего, то иногда это вовсе тишина, а иногда – ненавязчивые народные напевы, старинные мелодии и все те же, положенные на музыку, средневековые поэтические тексты.

Порой не происходит ничего – но так много, что одного просмотра уже на финальных титрах кажется недостаточным. Путь героя не динамичен, но объемен – это путь внутренней борьбы, преодоления, диалога с собой, путь трусости во имя обретения храбрости, путь неокрепшего ума к становлению, опыт таинственный, метафизический, очень личный и в то же время судьбоносный для в данном случае целого королевства. Понятно, что, покопавшись в истории, можно будет отыскать и отсылки к определенным событиям, реальным и мифическим, прочитать, что значили для современников безымянного автора поэмы ношение пояса, говорящая лиса, зеленый цвет. Хотя даже без базовых знаний о том, кто такой король Артур и его рыцари – недаром имена опущены, «Легенда» не перестанет быть фильмом выдающимся. В том числе и с точки зрения киноязыка, который Лоури перепридумывает, будто возвращая жанр фэнтези к самым его истокам и первоисточникам.

При этом и острая, современная повестка органично вписывается в столь на первый взгляд архаичное (опять же в хорошем смысле) повествование. «Легенда о Зеленом Рыцаре» не только фильм взросления, но еще и экопритча о человеке и природе, об этом вечном столкновении и противостоянии, редко сегодня ведущем к гармонии – а надо бы. Силы неравны, и мыслить себя повелителем, способным принять и выдержать вызов, неразумно – человеческое восприятие себя как венца творения также относится к категории детского и незрелого, а истинная цель любого подобного пути заключается в поиске гармонии, так как же как зрелость означает принятие как собственной силы, так и собственной слабости, смирения и ответственности. И здесь, как нигде, уместен пронизывающий фильм магический реализм, который работает лучше любого компьютерного спецэффекта, даже если создан не без его помощи. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возвращение королей плейстоцена

Возвращение королей плейстоцена

Андрей Морозов

Через два года генетики готовы воскресить шерстистых мамонтов, на очереди – маврикийский дронт и неандертальцы

0
14162
Под конец хрущевской оттепели

Под конец хрущевской оттепели

Вячеслав Огрызко

О первой экранизации романа Юрия Бондарева «Тишина»

0
4872
Каждое существо может считать себя вершиной эволюции

Каждое существо может считать себя вершиной эволюции

Андрей Ваганов

Как окружающая среда и техносфера могут влиять на изменение природы человека разумного

0
5085
Идет купаться в кашу Витя

Идет купаться в кашу Витя

Ольга Рычкова

Звери и люди глазами юных писателей

0
2885

Другие новости