0
789
Газета СНГ Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Признание спикера парламента президенту республики

Тэги: жвания, шеварднадзе, письмо, коррупция


жвания, шеварднадзе, письмо, коррупция Блеск и сияние современных построек, вызывает раздражение тбилисцев, живущих без света и горячей воды и не получающих зарплату.

НА ДНЯХ, как уже сообщалось, спикер высшего законодательного органа Грузии Зураб Жвания обратился к Эдуарду Шеварднадзе с открытым письмом. Это произошло в результате решения парламентского большинства, проявившего недовольство позицией президента слишком лояльной - с точки зрения его же молодых товарищей по правящей партии Союза граждан - к проблеме борьбы с коррупцией (см. "НГ" от 30.08.2001). Послание главы парламента вызвало соответствующий политический и общественный резонанс, но нельзя утверждать, что превалировали позитивные оценки. Многие политики и наблюдатели заметили, что у второго человека в государстве всегда есть возможность поговорить и объясниться с президентом во время личной встречи. Вместе с тем совершенно ясно, что форма открытой переписки позволяет апеллировать к населению.

Жвания сообщает президенту, что грузинское общество подошло к крайнему рубежу кризиса, а "сложившаяся обстановка несет в себе потенциал гражданского противостояния и тяжелейших социальных катаклизмов". Именно это обстоятельство и вынудило спикера во всеуслышание выразить собственное мнение и точку зрения партийных единомышленников. Председатель парламента считает, что самая опасная для страны угроза состоит не столько в многочисленных и хорошо известных проблемах, сколько в утрате доверия населения к власти. Отсутствует вера в стремление правительства решить эти проблемы, пишет спикер президенту, слова и всякого рода декларации потеряли всякое значение, разговор о каких-либо планах на будущее стал бессмысленным по той причине, что общественность уже не верит ни одному обещанию властей. По убеждению Зураба Жвания, основная причина этого состоит в трагической беспомощности властей и явной показушности действий, направленных на борьбу с коррупцией. Обращая внимание президента на бесполезность громких заявлений, когда они не подкреплены реальными мерами, спикер утверждает, что "именно на фоне нескончаемых разговоров, ведущихся на протяжении последних двух-трех лет, коррупция достигла небывалых масштабов". Грузинское общество всегда было готово поддержать руководство страны, но оно, пишет Жвания, никогда не примирится с желанием многочисленных персон, заполнивших властные структуры, жить за счет того же народа. И естественно, что "общество не сможет смириться с тем нескрываемым цинизмом, с которым некоторые должностные лица демонстрируют свой образ жизни". "Выросшие в столице и вокруг нее на холмах и горах дворцы, дорогие автомобили иностранных марок, владельцы которых известны всем, для дошедшего до крайней нищеты населения навсегда останутся символом наглого цинизма государственных чиновников высокого ранга". Эти дворцы, еще раз напоминает спикер президенту, сооружены именно в те месяцы и годы, когда не удавалось выдавать зарплату и пенсии, обеспечивать электроэнергией столицу и регионы, выполнять жизненно важные государственные функции. Жвания, будучи одним из лидеров терпящей бедствие правящей партии, вместе с решительно настроенными коллегами стремится к принятию в парламенте закона о борьбе с коррупцией и подчеркивает в своем послании, что эти виллы сооружены не на средства частного бизнеса, а на деньги, присвоенные чиновниками в результате прямого грабежа в период, когда президент Грузии не раз говорил о коррупции как о самой опасной проблеме, жертвой которой могла стать сама государственность.

Грузия еще недавно была для "зарубежных друзей" страной с многообразными возможностями, а сегодня они считают ее страной утраченных возможностей, сказано в письме. Воздавая должное президенту за то, что Шеварднадзе вывел Грузию из гражданской войны и социального хаоса, председатель парламента призывает президента к "решительным, радикальным и понятным для общества действиям".

Эдуард Шеварднадзе ответил устным заявлением на заседании правительства. В качестве своего высшего приоритета - одного из трех главных - он объявил восстановление территориальной целостности Грузии. "Наступит время, и мы сможем убедиться в реальных результатах", - провозгласил Шеварднадзе, подчеркнув, что не стал бы произносить эту фразу, если такой уверенности у него не было. Вторая задача и забота, сказал он, это преодоление нищеты в ближайшие годы. "Друзья готовы нам помочь, но главное - задействовать собственные ресурсы", - заявил президент, уповая на контакты с американской стороной и содействие Запада с целью достижения позитивных перемен в социальной сфере. И, наконец, третье приоритетное направление - реализация программы борьбы с коррупцией. Как факт, заслуживающий всеобщего одобрения, Шеварднадзе отмечает создание Антикоррупционного совета, который, по его словам, непременно справится с порученным делом. На эти три приоритетные цели президента вдохновил, по его признанию, сам Бог. "Кто верит в Бога, тот Богом же вдохновлен и научен", - сказал президент к сведению правительства, парламента и широких слоев трудящихся и временно безработных.

На этой неделе президент объявил, что подготовительные работы к началу борьбы с коррупцией подходят к концу. Он поблагодарил при этом Зураба Жвания за высказанные в письме соображения и согласился со спикером парламента в том, что коррупция - главный фактор, препятствующий развитию грузинского государства. Кроме того, Шеварднадзе намерен включить в борьбу с коррупцией всех граждан, начать всенародное движение против этого социального зла, поскольку только власть, как он полагает, вряд ли осилит выполнение этой задачи. Шеварднадзе считает, что ключ к решению проблемы лежит в общественном походе против коррупции с участием профессиональных деятелей, ученых, юристов, психологов, философов...

Все это дает ясное представление об углубляющихся разногласиях между президентом, предпочитающим обойтись в борьбе с коррупцией без революционных методов, и его молодыми политическими партнерами, которых он уже вряд ли может назвать единомышленниками. Кроме того, отчетливо просматривается стремление исполнительной власти нейтрализовать энергию устремленных к политическому Олимпу активных членов группы Жвания, пытающихся компенсировать тающее на глазах влияние такими акциями, которые призваны найти всенародное одобрение. Между тем политические проблемы, связанные с территориальной раздробленностью, российскими базами, неэффективной, мягко говоря, экономикой и недостаточно сбалансированной геополитической стратегией, все более обращают внимание грузинского руководства на необходимость последовательного сближения Грузии с Россией. Можно вспомнить и о недавних результатах социологического опроса, когда почти 45% респондентов, отвечая на вопрос об оптимальной политической ориентации, назвали Россию наиболее благоприятным для Грузии партнером. Не исключено, что на этом фоне амбиции молодых политиков, связанные с перспективами прихода к власти, главе государства представляются все менее обоснованными, тем более что ортодоксальная прозападная ориентация Жвания, Саакашвили и других общеизвестна. Свидетельством тому служит отказ раздосадованного Шеварднадзе поддержать на районных выборах в парламент представителя правящей партии и уже объявленная им готовность оказать политическое содействие лидеру национально-демократической партии Ирине Саришвили-Чантурия. Ее же, что симптоматично, поддерживает и глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе. Он называет молодежную группу Союза граждан политиками, пришедшими ниоткуда, категорически выступает против их характеристики как реформаторов, считая, что именно они внесли немалый вклад в развал страны. Очевидно, что, выступая против Жвания, Абашидзе тем самым поддерживает Шеварднадзе. По мнению ряда экспертов, в перспективе можно ожидать гармонизации взаимоотношений президента с лидером Аджарии, для чего необходимой предпосылкой, вероятно, должно стать отмежевание Шеварднадзе от тех тактических методов, которые использует поддерживаемая Вашингтоном прозападная группировка. И, вероятно, уже сейчас определяется стратегия, согласно которой следующим руководителем Грузии должен быть человек, не просто лояльный к Москве, а уважающий интересы России в максимально возможной степени.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1550
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1134
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1299
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1363

Другие новости