0
2330
Газета СНГ Интернет-версия

02.08.2011 00:00:00

Киев снова ссорится с Багдадом

Татьяна Ивженко
Cобственный корреспондент "НГ" в Украине

Об авторе: Татьяна Ивженко, Киев Александр Майоров

Тэги: ирак, вооружения, скандал, украина


ирак, вооружения, скандал, украина Украинская техника пользуется спросом на рынке вооружений.
Фото Владимира Захарина

Ирак оштрафовал Украину за несвоевременное выполнение контракта на поставку военной техники, а руководитель государственной корпорации «Укр-оборонпром» Дмитрий Саламатин не получил иракскую визу, позволившую бы ему обсудить возникшие проблемы в Багдаде. Эти две сенсационные новости обнародованы на днях украинскими СМИ. Эксперты уверены, что речь идет о попытке крупных мировых игроков оружейного бизнеса «поставить на место» руководителей украинского концерна, созданного по указу президента Виктора Януковича.

Как известно, украинско-иракские контракты заключались в 2009 году. От имени Украины выступал существовавший в то время государственный экспортер вооружений и военной техники – компания «Укрспецэкспорт». Хотя суть контрактов не разглашалась, но прессе удалось узнать много подробностей. В частности, выяснилось, что важную роль в конкурсной победе украинских производителей над российскими конкурентами сыграла некая американская фирма-посредник, название которой никогда не упоминалось. Украинские эксперты считали ситуацию логичной, ведь именно на деньги США планировалось перевооружать иракскую армию. На эти цели Вашингтон выделил 3 млрд. долл. Хотя разные источники утверждали, что 85% суммы могло быть потрачено на украинский заказ, однако объяснения таким расчетам не было.

Известно, что Киев получил два контракта: на шесть транспортных самолетов Ан-32Б общей стоимостью около 100 млн. долл., а также на 420 новейших бронетранспортеров БТР-4 на сумму 457,5 млн. долл. В выполнении контракта были задействованы десятки украинских предприятий, однако титульным исполнителем, как утверждают специалисты, выступала дочерняя структура «Укрспецэкспорта», компания «Прогресс». Именно с ней, а также с американским посредником связаны нынешние проблемы украинской стороны, сказал вчера «НГ» экс-чиновник, осведомленный в ситуации. «После победы Виктора Януковича на президентских выборах, когда пришла новая команда, встал вопрос: а за что мы вообще должны платить посреднику? Но на мировом оружейном рынке существуют свои правила. Не было бы посредника – не получили бы контракт. Нынешние штрафные санкции в размере около 3 миллионов долларов – намек на то, что платить все же придется», – сказал он, попросив не называть его имени.

Вообще тема штрафных санкций всплыла еще в конце прошлого года, когда выяснилось, что Украина не успела выполнить первую часть контракта. Иракская делегация обнаружила дефект в БТР-4. Впоследствии генеральный конструктор харьковского КБ им. Морозова и руководитель харьковского КБ им. Малышева Михаил Борисюк подтвердил, что бракованными оказались 30-миллиметровые пушки ЗТМ-1, которые предприятию-подрядчику пришлось изготовить заново. В апреле заказчик принял машины, а в мае 26 первых БТР-4 прибыли в Ирак.

Борисюк за задержку контракта поплатился должностью, а в конце января появилось официальное сообщение о том, что Ирак отказался от применения штрафных санкций. Сумма штрафов, по условиям контрактов, составляет ежемесячно 1% от суммы сделки, начиная со второго месяца отставания от утвержденного графика. Правда, неизвестно, когда и какие средства переводятся из Ирака в Украину.

Между тем харьковские СМИ с начала года отслеживают кризисную ситуацию на заводе им. Малышева, на котором лежит главная нагрузка по производству БТР-4. Сотрудники предприятия месяцами не получают зарплату, устраивая время от времени забастовки, а руководство, несмотря на крупный контракт, вынуждено сокращать рабочие места. Собеседник «НГ» пояснил, что кризис не связан с иракскими платежами, а был спровоцирован реорганизацией отрасли: в последние дни декабря прошлого года президент Янукович создал государственный концерн «Укр-оборонпром», в состав которого вошли десятки структур и промышленных предприятий, задействованных в производстве и продаже украинских вооружений и военной техники. Упоминавшаяся компания «Прогресс» в новой системе утратила самостоятельную роль, а на днях стало известно о решении руководства «Укроборонпрома» вообще ее ликвидировать.

В середине июля губернатор Харьковской области Михаил Добкин перевел проблему в публичную плоскость, сказав: «Оперативное управление данным заводом (производящим БТР-4 для Ирака. – «НГ») осуществляется непосредственно руководством «Укроборонпрома». Я как минимум два раза в неделю разговариваю с его руководителями на предмет расчетов по долгам. Иракский контракт выполняется, но, к моему глубокому сожалению, деньги за поставленную технику в Украину еще не пришли». Спустя две недели Добкин подтвердил и появившуюся информацию о поступившем в страну иракском платеже, и то, что из общей суммы в 21 млн. долл. было удержано в качестве штрафа 3 млн. долл.

В апреле сего года прокуратура Харьковской области уже проводила проверку на заводе им. Малышева, по итогам которой были возбуждены уголовные дела. В тот момент выяснилось, что из украинского госбюджета выделялись средства на выполнение иракского контракта, однако расходовались они далеко не всегда по назначению. Это, по мнению проверяющих, привело к срыву сроков выполнения контракта. Объяснить ситуацию заказчику планировали члены украинской делегации, которые должны были в эти дни находиться в Багдаде. Но накануне выходных издание «Фокус» со ссылкой на свои источники сообщило, что иракская сторона не оформила въездную визу главе «Укроборонпрома» Дмитрию Саламатину. По сведениям издания, украинская делегация осталась в Киеве. А экс-чиновник, с которым удалось пообщаться «НГ», подтвердил предположение, что визовый демарш может быть связан с предстоящей ликвидацией компании «Прогресс», которая якобы служила связующим звеном с американским посредником. Официально подтверждения этому нет.

Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец в комментарии «НГ» отметил, что причина штрафных санкций может объясняться сложнее, нежели только задержкой с выполнением контракта. «Украина еще в 2009 году взяла на себя чрезмерно высокие обязательства: взялись через год поставить машины, которых в тот момент еще фактически не существовало. Чтобы все перепроверить, отладить все взаимосвязи между многими предприятиями-поставщиками, требовалось гораздо больше времени. В конце концов задержка в несколько месяцев не столь принципиальна при таких масштабных проектах, когда речь идет о новых образцах техники. Срывают сроки поставок и американские, и европейские производители. Бывает. Обычно штрафные санкции не применяются», – сказал он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1798
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
866
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4362
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3390

Другие новости