Дорожающий бензин дважды бьет по бюджету россиян: и на заправках, и в ценах других товаров и услуг. Фото РИА Новости
Цены на автомобильный бензин в России продолжают расти с опережением общей потребительской инфляции. В годовом выражении бензин подорожал в рознице на 12%. В Минэнерго отчитываются, что правительство продолжает реализовывать меры, направленные на поддержание стабильной ценовой ситуации. Но это пока не мешает бензиновым ценам становиться все более заметным проинфляционным фактором: их рост зашит в издержках многих российских отраслей.
Проблема опережающего роста розничных цен на бензин не теряет своей актуальности, несмотря на все меры правительства. Обеспокоенных бензиновыми ценами потребителей теперь стало даже больше, чем ровно год назад. По состоянию на конец мая среди опрошенных фондом «Общественное мнение» россиян почти каждый третий (31%) респондент заявил о заметном росте цен на бензин.
Год назад на значимо подорожавший бензин жаловался каждый четвертый респондент – 24% опрошенных.
Автомобильный бензин в рознице сейчас дорожает с опережением общей инфляции. По состоянию на 2 июня цены на автомобильный бензин выросли в годовом сопоставлении на 12,1%, тогда как вся потребительская инфляция составила на ту же дату в годовом сопоставлении 9,7%. Это следует из нового обзора Минэкономразвития, посвященного текущей ценовой ситуации.
Кроме того, бензин явно выбивается из всей непродовольственной розницы: в целом непродовольственные товары на фоне затухающей потребительской активности по сравнению с уровнем прошлого года подорожали на 4,9%. Без учета бензина годовой рост цен на непродовольственные товары был еще меньше – 3,8%.
Опережающий инфляцию рост цен на бензин наблюдался и в прошлом году. Как пояснил аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман, тогда это было связано с атаками на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), высокой волатильностью цен на нефть и курса рубля, а также с общим инфляционным перегревом.
Говоря о ситуации этого года, эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк, во-первых, сослался на «отложенную нормализацию маржинальности розничных продаж»: «В предыдущие годы повышение цен на бензин не покрывало роста расходов».
А во-вторых, он упомянул снижение бюджетных выплат нефтяникам по специальному топливному демпферу, что гипотетически тоже могло повлечь за собой ответную реакцию участников рынка. «В мае эти выплаты были на 32% меньше, чем в апреле. И кратно меньше, чем в мае 2024 года», – напомнил эксперт.
Происходит это на фоне более низких, чем год назад, цен на нефть. Судя по данным Минэкономразвития, в мае средняя цена нефти марки Urals снизилась на 22,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, составив 52 долл. за баррель.
Как уточнил Миронюк, фактически ранее высокая цена нефти на глобальном рынке через механизм демпфера компенсировала издержки (прежде всего фискальные) у представителей топливного рынка. Сейчас с этим стало сложнее.
По данным Минфина, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по специальному топливному демпферу в мае этого года составили 42,5 млрд руб. Тогда как в апреле они были 62,7 млрд руб., а в мае прошлого года – 201,7 млрд руб. В целом за 2024 год выплаты из казны, компенсирующие нефтяникам их разные издержки, превысили 1,8 трлн руб.
Демпфирующий механизм был внедрен для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и дизельного топлива оказывается выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтяникам часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри страны. Если же российские цены оказываются выше экспортных, то нефтяники «делятся» с государством частью своей прибыли от внутренних продаж.
Впрочем, эксперты упоминают и некоторые другие факторы, способствующие опережающему росту цен на бензин. «Классическая проблема – доставка бензина от НПЗ до автозаправок. Цена зависит от расстояния, загруженности дорог. И это сильно влияет на предложение бензина в регионах, где НПЗ нет», – отметил начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.
Удорожание автомобильного бензина, в свою очередь, и само на новом витке становится очередным проинфляционным фактором. «Рост цен на бензин зашит в издержки многих отраслей и увеличивает стоимость, например, проезда на общественном транспорте, товаров первой необходимости (в основном из-за логистики), коммунальных услуг (в том, что касается доставки топлива, работы ремонтных бригад)», – привел несколько примеров аналитик компании «Цифра брокер» Иван Ефанов.
По его уточнению, для бизнеса рост бензиновых цен в первую очередь выражается в увеличении расходов на транспорт и логистику. «Около 30% себестоимости перевозок – это топливо», – привел свои оценки эксперт. И все это сказывается на рентабельности предприятий, подталкивая их перекладывать свои топливные издержки уже на потребителей.
Однако при анализе динамики цен многое зависит еще и от того, какой именно период берется для сопоставлений. Например, если рассматривать не годовой рост цен (в июне 2025-го по отношению к июню 2024-го), а тот рост цен, который наблюдается с начала этого года, то есть с января по первые числа июня, то в этом случае розничные цены на бензин выросли на 2,7% при общем уровне инфляции в 3,4% за тот же период. И тогда, по уточнению Кауфмана, можно сделать вывод, что в 2025 году ситуация выглядит как раз «достаточно стабильно». По прогнозу эксперта, по итогам всего 2025 года можно ожидать, что розничные цены на бензин вырастут не более чем на 6–8%.
В Минэнерго одновременно с этим заявляют о полной обеспеченности российского рынка автомобильным бензином и дизельным топливом. «На сегодняшний день товарные запасы автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах достигают 1,8 млн т, что на 2% превышает показатель начала 2024 года, – сообщает ведомство в своем официальном Telegram-канале. – Объемы хранения дизельного топлива сохраняются на уровне прошлого года и составляют 3,3 млн т».
«Правительство РФ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на поддержание стабильной ценовой ситуации и надежное обеспечение потребителей моторным топливом. В числе ключевых механизмов регулирования – система демпферных выплат, сглаживающая влияние мировых цен на внутренний рынок, временное ограничение экспорта моторного топлива для непроизводителей, а также установление обязательных нормативов реализации топлива на биржевых торгах», – перечисляется в сообщении министерства.