0
9296
Газета СНГ Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Грузинские перспективы России

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: россия, грузия, нато, йенс столтенберг, абхазия, рауль хаджимба, военные базы, финляндия, швеция, австралия, иордания, туркмения, украина, азербайджан, армения, сша, чак хейгел, обсе, безопасность, пятидневная война, южная осетия


россия, грузия, нато, йенс столтенберг, абхазия, рауль хаджимба, военные  базы, финляндия, швеция, австралия, иордания, туркмения, украина, азербайджан, армения, сша, чак хейгел, обсе, безопасность, пятидневная  война, южная осетия Фото Reuters

В российско-грузинских отношениях возросла напряженность. В конце августа Грузию посетил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. В ходе визита он обсудил с руководством страны, включая президента Георгия Маргвелашвили, возможность предоставления Грузии индивидуального Плана действий по членству в НАТО. Одновременно Столтенберг участвовал в открытии военно-учебного центра Грузия–НАТО в пригороде Тбилиси Крцаниси. 

Реакция российской стороны была прогнозируемо негативной. МИД РФ оценил этот шаг как продолжение провокационной политики альянса. Президент Абхазии Рауль Хаджимба и вовсе охарактеризовал размещение центра НАТО в Грузии как непосредственную угрозу безопасности республики.

Решение расширить военное сотрудничество с Грузией Североатлантический альянс принял еще на Уэльском саммите 4–5 сентября 2014 года. Грузия наряду с Финляндией, Швецией, Австралией и Иорданией получила статус «усиленного партнера» НАТО. Одновременно был принят план «усиленного сотрудничества» альянса с Грузией, допускающий появление в стране натовской военной инфраструктуры. Создание совместного учебного центра стало шагом на пути реализации этого плана. С 2002 года учения вооруженных сил Грузии и НАТО были направлены на подготовку грузинских военных к участию в миротворческих операциях альянса. Теперь военнослужащие НАТО получают возможность влиять на подготовку и экипировку грузинских вооруженных сил.

На грузинской территории при этом уже действует Сачхерская школа, в которой проходят обучение военнослужащие из Армении, Азербайджана, Украины. Интерес к этой школе проявляет и Туркмения. Похоже, что НАТО стремится создать в Грузии два центра: собственно учебный (Сахчерская школа) и военно-тренировочный (Крцаниси), который в будущем может быть преобразован в более широкий логистический центр.

С военной точки зрения центр в Крцаниси пока не имеет серьезного значения. Но расширяя присутствие в Грузии, дипломатия НАТО решает для себя две важные задачи. Во-первых, частично отвлекает внимание Москвы от Украины. (Об этом, в частности, недвусмысленно заявлял министр обороны США Чак Хейгел во время визита в Тбилиси 8 сентября 2014 года.) Во-вторых, возникает угроза подрыва российско-грузинского переговорного формата.

После окончания пятидневной войны 2008 года роль посредника в грузинском вопросе попыталась взять на себя ОБСЕ. Однако Женевские переговоры закончились неудачей: предложенный в июне 2010 года проект соглашения о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией не был подписан. Ситуация изменилась после победы на парламентских выборах 1 октября 2012 года блока Бидзины Иванишвили, который выступал за возобновление диалога с Россией. В декабре 2012-го стал действовать переговорный формат между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и спецпредставителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе.

Повестка переговоров была как будто ограниченной. До Пражской встречи 16 октября 2014 года стороны старались не затрагивать проблему Абхазии и Южной Осетии: Москва и Тбилиси искали другие точки сближения. И все же значимость российско-грузинских переговоров было трудно переоценить. В Тбилиси надеялись восстановить экономические контакты с Россией и обеспечить ее нейтральное отношение к Договору об ассоциации Грузии и ЕС. В Москве – предотвратить размещение реальной военной инфраструктуры НАТО на грузинской территории, сделав Грузию де-факто нейтральной страной.

Ситуация изменилась после подписания Россией союзных договоров с Абхазией (24 ноября 2014 года) и Южной Осетией (18 марта 2015 года). Нынешней весной в грузинской элите произошел серьезный раскол между сторонниками продолжения и свертывания диалога с Кремлем. Визит Столтенберга доказал, что правительство Ираклия Гарибашвили может пойти на сокращение диалога с Россией ради усиления присутствия НАТО.

Возникает потребность переосмыслить политику России на грузинском направлении, выработанную осенью 2012 года. Теоретически здесь возможны три варианта. 

Первый: механическое продолжение переговорного формата «Карасин – Абашидзе». Это позволит России сохранять диалоговый механизм с Грузией и частично гасить психологический эффект от усиления присутствия НАТО в этой стране. Однако простое продолжение переговорного формата не способно решить главную задачу – предотвратить размещение крупной военной инфраструктуры НАТО в Грузии.

Второй: свертывание диалога с Тбилиси. В настоящее время вероятность негативного сценария невелика, но игнорировать его не стоит. В этом случае России придется наращивать военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии и фактически признать переход Грузии в круг враждебных стран.

Третий: дополнение формата «Карасин–Абашидзе» более широким переговорным механизмом. В настоящее время происходит фактический распад Основополагающего акта Россия–НАТО. К 2017 году, по-видимому, встанет вопрос о его замене другим документом по вопросам европейской безопасности. Теоретически здесь есть возможность включения грузинского вопроса в контекст переговоров России и НАТО по европейской безопасности. Такой вариант психологически легче для грузинского общества, чем достижение прямых договоренностей с Россией.

Как бы то ни было, России следует проработать два вопроса: насколько важен для нас нейтральный статус Грузии и следует ли идти на уступки ради его сохранения. Дискуссия по этой проблеме мала. Между тем визит Столтенберга показал, что ресурс времени практически исчерпан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
851
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
912
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1181
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
836

Другие новости