0
3238

06.09.2012

Театр прямого действия

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Лика Рулла в роли Зойки.
Фото РИА Новости

Часто ловишь себя на сходстве со старым Лиром, который, выслушав дочь Регану, вдруг понимает, что проклятая им Гонерилья была, оказывается, в два раза лучше этой дочери. После очередного спектакля Богомолова поневоле сожалеешь: ну, как же можно было ругать Серебренникова, который все ж не на пустом месте строит свои фантазии... А в чем состоит главнейшая мечта театрального критика? Поругать и после отрицательной, даже разгромной статьи услышать в трубке голос режиссера: прочитал, согласен, вы просто открыли мне глаза... Но так не бывает. Вернее, так бывает – через год, и это – минимальный срок, нужный для прощения, а сразу после статьи обыкновенно слышишь проклятия, и редко какой режиссер скажет: Х., который разругал спектакль, – плохой критик. Нет же – чаще в таких случаях говорят, что Х. – подлец, каких мало, дрянь, и то, что до того этот самый режиссер звонил, при встрече бежал здороваться, жаловался на трудную жизнь в театре, – память режиссерская коротка. Впрочем, это – не о Серебренникове.

Нынешняя его премьера в МХТ, как и прежние, ведет диалог не только с автором «Зойкиной квартиры» Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, но и со временем. Спрямляя концы, Серебренников все события из 20-х годов прошлого века переносит в наши дни, и Михаил Трухин, который играет Аметистова, являясь в квартиру Зойки с Курского вокзала нищим, как капуста, разоблачается, снимает фуфайку за фуфайкой, пиджак за пиджаком. Сверху – триколор, под ним – белая ленточка, дальше – гвардейская, наконец, остается в белой майке с портретом Путина (в спектакле Серебренников отвечает за все: и за режиссуру, и за подвижную конструкцию-квартиру, костюмы придумал тоже он)... Булгаковский китаец Херувим остается китайцем, но уже «нашим», гостем-гастарбайтером (Евгений Сангаджиев), а тема, тема пьесы, очень часто в советские годы отступавшая в тень, на второй-третий план, вообще казавшаяся не важной и не самой главной – тоска по Парижу, и мечта – во что бы то ни стало, за любые деньги уехать в Париж – она-то и выводится Серебренниковым «в люди». Валить отсюда, валить – другого выхода нет! – об этом же написал Булгаков, правда, герои-беглецы у него – нехорошие люди, ну, так что же – и уста нехороших людей, как уста младенца, порой глаголят истину.

Серебренников – из немногих, кто, сблизившись с властью на опасно близкое расстояние, не теряет желания говорить что хочет. Вот в Венеции, представляя новый фильм, вышел к публике в футболке Pussy Riot. На роль Обольянинова пригласил завсегдатая всех протестных торжеств Алексея Девотченко – и в его устах, конечно, все слова про то, что жить в России сегодня невозможно, приобретают второе дно. Впрочем, как не заметить на полях, что в том же «протестном качестве» тот же внесценический имидж актера уже имел в виду Кама Гинкас, когда позвал Девотченко на роль Поприщина в «Записки сумасшедшего». Ну, так что же – не наказуемо. Актер он – очень хороший, тут – на своем месте.

Еще немаловажное достоинство спектакля – редкое по нынешним временам осмысленное и понятное использование видеовозможностей, будь то компьютерная анимация, которой начинается спектакль, или переходы крупных актерских планов с черно-белого в цвет и обратно, – для наркотического морока, угара, в котором оказались, живут, загнали себя бесповоротно обитатели Зойкиной квартиры, – это все кстати, играет.

Те, кто видел весенние и летние предпремьерные показы «Зойкиной квартиры», радуясь злободневности получающегося спектакля, хвалили все и всех, кроме одной исполнительницы Зойки Лики Руллы. Звезда мюзиклов, она понадобилась Серебренникову, вероятно, еще и потому, что петь умеет – в спектакле занят живой оркестр под управлением Дмитрия Власика, и все актеры тоже поют живьем, с использованием гарнитуры, которая, к сожалению – издержки производства, – мешает «разбежаться» мимике. На премьере Рулла вовсе не казалась инородным телом – может быть, еще и потому, что в недавней истории МХТ имеется уже опыт такого вот осмысленного приглашения: Рената Литвинова играет Раневскую в «Вишневом саде» Адольфа Шапиро. Лика Рулла играет ровно то, что, вероятно, и попросил режиссер. Вульгарна немного? Такой написана Зойка. В этом спектакле она чем-то даже напоминает провинциальную приму Кручинину из «Без вины виноватых», заботится обо всех, кто попадает в круг ее внимания... Та же щедрость и широта каждого жеста.

Каждый режиссер, конечно, по-своему решает сцены «ателье», имея в виду, что квартира превращается понемногу в «веселый дом». Тут, правда, на мой вкус, девушки подводят постановщика, формы свои не скрывают, у одних – лапидарные, у Манюшки (Ольга Добрина) – щедрые, и она с готовностью обнажает их, исполняя почти цыганские или даже африканские па, но характеров, к сожалению, так и не создают. А ведь каждая – со своей историей, не одна только Алла Вадимовна (Светлана Мамрешева) заслуживает у Булгакова право на свою историю и личную драму.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Третий французский сезон фестиваля "Гаврош" открыл Театр де ля Виль

Третий французский сезон фестиваля "Гаврош" открыл Театр де ля Виль

Елизавета Авдошина

Детские спектакли из Европы будут показывать в Москве до 1 октября

0
267
Восток и Запад столкнутся на сцене

Восток и Запад столкнутся на сцене

Елизавета Авдошина

X фестиваль моноспектаклей SOLO будет идти 10 дней

0
806
ООО "Ромашка" не будет ставить "Гамлета"

ООО "Ромашка" не будет ставить "Гамлета"

Минфин прислушался к мнению руководителей культурных учреждений

0
1617
Спектакль Диденко "10 дней, которые потрясли мир" станет центральным событием выставки "Любимов и время"

Спектакль Диденко "10 дней, которые потрясли мир" станет центральным событием выставки "Любимов и время"

0
571

Другие новости

24smi.org
Загрузка...