0
7432
Газета Дипкурьер Печатная версия

16.01.2022 17:43:00

Россия–НАТО: возможен ли выход из алгоритма противостояния

Более совершенную архитектуру европейской безопасности должен выстроить "Хельсинки-2"

Татьяна Пархалина

Об авторе: Татьяна Глебовна Пархалина – президент Ассоциации евро-атлантического сотрудничества, советник директора ИНИОН РАН.

Тэги: россия, нато, сша, дипломатический марафон, безопасность


россия, нато, сша, дипломатический марафон, безопасность То, что Совет Россия–НАТО возобновился, уже позитив. Фото Reuters

Период драматического развития отношений между Россией и НАТО, которые в течение 30 лет прошли путь от холодной войны эпохи биполярной конфронтации до холодной войны эпохи глобализации и которые характеризовались как взлетами, так и падениями, а именно реальным практическим сотрудничеством и острыми кризисами, доходившими до замораживания отношений, минувшей осенью закончился.

В ответ на высылку восьми дипломатов из Постоянной миссии РФ при НАТО (плюс закрытие там же двух позиций) Москва приняла решение о закрытии двух офисов НАТО в Москве. Символически это обозначило рубеж в отношениях РФ и альянса, и тогда – в октябре 2021 года – казалось, что отношения «поставлены на паузу» и могут возобновиться еще не скоро.

Однако парадоксальным образом они были возобновлены очень быстро – а именно в тот момент, когда Россия сформулировала свои предложения, касающиеся гарантий безопасности страны, 17 декабря, то есть через два месяца после описанных выше событий. По форме эти предложения были обращены к США и НАТО, а по сути, в Москве рассчитывали прежде всего на серьезный диалог с Вашингтоном, полагая, что договоренности с США определят и решение альянса. Предложенный Россией проект договора предусматривает пересмотр основополагающих принципов Вашингтонского договора, а именно статьи 10, согласно которой «любому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего договора и внести свой вклад в безопасность Евро-Атлантического региона», может быть предложено присоединиться в Вашингтонскому договору.

США и НАТО предлагалось взять на себя обязательство не расширять НАТО на восток, не рассматривать друг друга в качестве противников, закрепить договоренность мирно решать все споры и воздерживаться от применения силы, отвести всю инфраструктуру НАТО на позиции до 1997 года (то есть момента подписания Основополагающего акта РФ–НАТО), взаимно отказаться от размещения вооруженных сил и вооружений в районах, где такое развертывание рассматривалось бы другой стороной как знак агрессии, вернуться к прежнему отказу от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. Страны НАТО должны отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

После того как эти предложения были опубликованы МИД РФ, ряд политиков и политологов стали заявлять, что переговоры имеет смысл вести только с США, а не с их европейскими союзниками. Вместе с тем реакция Вашингтона сразу же была нацеленной на ведение переговоров, хотя и подчеркивалось, что они не могут начаться без консультаций с европейскими союзниками, а также было предложено использовать площадку ОБСЕ.

Москва в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова среагировала позитивно на предложение США (касающееся и ОБСЕ, и созыва Совета Россия–НАТО) и, более того, накануне Нового года объявила об отводе 10 тыс. военнослужащих от границы с Украиной на места постоянной дислокации.

Вместе с тем следует отметить, что 7–9 января стороны обменялись довольно жесткими заявлениями по сути предстоящих переговоров, возможно, повышая ставки и предупреждая друг друга о последствиях их провала. Так, генсек НАТО Йенс Столтенберг по итогам видеоконференции министров иностранных дел стран – участниц альянса, с одной стороны, заявил, что в преддверии заседания Совета Россия–НАТО приветствует «необходимость дипломатии, диалога и деэскалации» с Россией, а с другой – не исключил «провала дипломатии», поскольку НАТО не может дать гарантий нерасширения. Госдепартамент США выступил с заявлением, что успех на переговорах может быть достигнут при реалистической позиции Москвы, и также отверг возможность предоставления гарантий нерасширения альянса. В ответ МИД РФ устами замминистра Сергея Рябкова раскритиковал подход США и НАТО к переговорам по безопасности и заявил, что Москва не пойдет на уступки. То есть накануне российско-американских переговоров в Женеве обе стороны продемонстрировали разочарование теми сигналами, которые были посланы друг другу.

Первый тур дипломатического марафона по гарантиям безопасности – российско-американские переговоры в Женеве 10 января – закончился, продемонстрировав различную трактовку ряда аспектов евро-атлантической безопасности. Обращают на себя внимание прямо противоположные комментарии со стороны руководителей российской и американской делегаций. Так, Рябков назвал переговоры очень профессиональными, глубокими и выразил оптимизм по поводу дипломатического решения проблем, в то же время замгоссекретаря США Уэнди Шерман заявила, что переговоры зашли в тупик, США и НАТО не смогут предоставить России юридические обязательства нерасширения альянса на восток. Вместе с тем представители США дали понять, что готовы договориться по вопросам перемещения ракет малой и средней дальности и иных типов наступательных вооружений.

Возникает вопрос: когда российская сторона выдвигает заранее неприемлемые условия другой стороне (а представитель российского МИДа неоднократно подчеркивал, что Россия не готова идти ни на какие компромиссы по вопросу нерасширения и требует от НАТО отзыва решения Бухарестского саммита альянса 2008 года, касающегося Украины и Грузии), предполагает ли она дальнейшую конфронтацию с Западом и эскалацию ситуации на российско-украинской границе, или же все-таки на первом этапе переговорного процесса это так называемая «запросная позиция», по которой возможен компромисс на следующих этапах?

12 января состоялось неформальное заседание Совета Россия–НАТО – первое за два с половиной года. Уже сам факт этой встречи следует рассматривать как позитивный, поскольку именно в периоды кризисов следует возвращаться к диалогу. Таким образом, можно считать, что российская «операция по принуждению к переговорам» завершилась успехом. Но, как и в случае с двусторонними переговорами РФ–США, стороны продемонстрировали различное понимание вопросов безопасности.

При этом крайне важно следующее: и Россия, и страны НАТО готовы продолжать переговорный процесс и обсуждать такие вопросы, как транспарентность военных учений, расширение каналов связи (как военных, так и гражданских), снижение рисков военной активности, контроль над вооружениями (неразмещение ракет малой и средней дальности и иных наступательных систем), открытие офисов НАТО в Москве и возобновление работы российского постпредства при НАТО в Брюсселе.

Глава российской делегации на переговорах с НАТО замминистра иностранных дел Александр Грушко обратил внимание на отсутствие позитивной общей повестки в сфере безопасности, а НАТО и Москва по-разному воспринимают принципы неделимости безопасности. По его словам, абсурдно возвращаться к схемам холодной войны в условиях, когда перед Европой и миром стоят качественно новые проблемы. Грушко подчеркнул, что российские предложения были своеобразной «встряской» для НАТО и позволили впервые серьезно обсуждать российские озабоченности, исключив тем не менее избирательное отношение к российским предложениям.

Хочется надеяться, что у обеих сторон хватит политической воли, мужества и ответственности продолжить переговорный процесс (хотя российские представители и не дали четкого ответа по календарю встреч), поскольку от этого напрямую зависит будущее европейской и международной безопасности.

30 лет между двумя холодными войнами (1991–2022) в отношениях Россия–Запад, Россия–НАТО можно считать периодом упущенных возможностей. В начале 90-х годов прошлого века обе стороны заявили, что более не считают друг друга противниками, а сейчас вновь находятся в парадигме сдерживания, тестирования обороны друг друга, говорят друг с другом на языке угроз и пытаются возложить ответственность за сложившуюся ситуацию на противоположную сторону.

А может быть, они обречены на противостояние, на конфронтацию, на восприятие друг друга в качестве врагов? Ответ автора – категорически отрицательный. Выступая против обреченности в воспроизводстве циклов конфронтации, позволю себе напомнить, что обе стороны доказывали способность к эффективному сотрудничеству, которое отвечало их взаимным интересам.

В настоящий момент стороны держат друг друга в напряжении и, как складывается впечатление, не знают, как выйти из ситуации «без потери лица».

Такой исторический шанс может быть представлен на площадке ОБСЕ в связи с приближающимся (в 2025 году) 50-летием со дня подписания Хельсинкского Заключительного акта. По имеющейся информации, Финляндия уже выступила с инициативой подготовки «Хельсинки-2», который мог бы стать саммитом, где будут определены как гарантии безопасности ряду государств – членов ОБСЕ, так и принципы взаимодействия в условиях становления нового биполярного или триполярного мира.

В последнее десятилетие отношения Россия–НАТО явились заложником конкуренции между Россией и Западом на постсоветском пространстве. Выход из этого замкнутого круга возможен только на основе принципа снижения конфронтации, реальной оценки и учета интересов безопасности друг друга. Ряд экспертов с обеих сторон считают, что этот «выход» может быть осуществлен только «через войну», которой никто не хочет и все опасаются, но которая может произойти как следствие дальнейшего обострения ситуации (имеются в виду прежде всего регионы Черного моря и Балтии).

Вместе с тем выход из кризиса может быть осуществлен и на пути переговоров, для чего необходимо реанимировать работу Совета Россия–НАТО, расширять каналы связи между военными для минимизации рисков военного столкновения, в переходный период принять своеобразный кодекс поведения государств в ходе информационных войн, которые ведутся без всяких правил, начать подготовку саммита ОБСЕ-2025. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1465
Партийная квота на посты губернаторов ликвидирована

Партийная квота на посты губернаторов ликвидирована

Дарья Гармоненко

Парламентской оппозиции остается лишь тотальное участие в выборных кампаниях

0
912
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1079
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
847

Другие новости