0
1073
Газета Культура Интернет-версия

16.12.1999 00:00:00

В ожидании свежей крови


Режисcер Александр Титель.
Фото ИТАР-ТАСС

- АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ, всегда ли вы объективно оцениваете возможности своей труппы?

- Думаю, что в целом здраво оцениваю возможности труппы. Поскольку она молода, то, рассчитывая какие-то спектакли, я, естественно, рассчитываю на рост. Может быть, какие-то спектакли ориентированы на свой пик не сейчас, к дню премьеры, а через год, через два у них есть возможность больше раскрыться за счет того, что окрепнут и вокальные, и актерские силы их молодых участников. Так было с "Богемой", "Эрнани", я надеюсь, что так будет и с "Кармен". Думаю, что, регулярно пробегая этот марафон, они должны нарастить мускулы вокальные, музыкальные, актерские. Опыт дистанции, хитрость дистанции: где можно чуть-чуть перевести дыхание, где нужно, наоборот, выдать все, что есть. Мы пока что не берем Вагнера не потому, что не любим или не хотим, а потому, что у нас нет на это исполнителей. Или не берем, допустим, "Аиду". Кому-то покажется, что я грешу оптимизмом. Но пока мы - тьфу- тьфу - не знали серьезных провалов в этой области.

- Вы занимаетесь с молодыми исполнителями, "вкладываетесь" в них. В один прекрасный день они вырастают и уходят. А на театр ложится клеймо "кузницы кадров". Понятно, что материально заинтересовать их сложно. Но возможна ли творческая компенсация?

- Я думаю, что именно атмосфера творческого доверия и в то же время требовательности и привлекательна сегодня в театре для молодых талантливых исполнителей. Это же заставляет многих, уже ставших известными и имеющих контракты артистов не пренебрегать театром и своими работами здесь. Но жизнь есть жизнь, творчество творчеством, а оплата труда несоизмерима. Поэтому поездки и участие в западных проектах, антрепризах достаточно актуальны. Это еще и творческий интерес, поскольку у нас театр репертуарный и мы не можем ставить так часто новые названия. В лучшем случае два спектакля в год. А антрепризные театры - когда людей собирают на два месяца, они играют спектакль пять-шесть раз, и все. Здесь свои плюсы и минусы, как и в репертуарном, потому что по 50 лет идущие спектакли тоже никому не нужны. Я думаю, для актера интересно и полезно участвовать и в одном, и в другом типе театра.

Хотя мне кажется, что было бы замечательно, если бы у каждого театра была своя идея по поводу того, кто им нужен, для чего и как сделать этих людей нужными и способными осуществлять эти идеи. Не вообще набрать талантливые голоса или одаренных актерски исполнителей, а подбирать и воспитывать людей под определенную идею театра. Идею в первую очередь человеческую, а потом уже художественную.

- И какая у вас идея?

- Так вам и скажи. Это только журналисты любят и политики... Вам еще концепцию скажи и рамочкой обведи. Мы же играем и поем. Разве это не очевидно? Или идея есть, или нет театра. Но я не собираюсь ее произносить, а то что же останется критикам. Что мы несем? Или это все высокие слова, и театр перестал быть миссионером в том смысле, в котором русский театр был миссионером, и остался только развлечением?

- Некоторые считают, что люди сейчас ходят в театр не для того, чтобы услышать слова правды, а чтобы отдохнуть. Вы с этим согласны?

- На мой взгляд, это слишком прямое и грубое противопоставление: либо идти затем, чтобы услышать слова правды, либо затем, чтобы отдохнуть. Если вопрос стоит так, я бы тоже пошел, чтобы отдохнуть. Театр, конечно, место развлечения, место, где нужно и можно наслаждаться. Но какого рода наслаждения: высокие, из того разряда, где "любовь и музыка", о чем писал поэт, или другие? Предполагают ли они какой-то несуетный разговор, откровенность, нацелены ли они на то, чтобы ударить, перевернуть, эпатировать и выбросить, или занудно учить? Или во что бы то ни стало что-нибудь переменить, переделать, перекроить? Помимо того, чтобы доставить публике удовольствие от знакомства с сочинением, на материале его поговорить о том о сем? Помните историю со спутниками Одиссея? Их превратили в свиней. И они должны были бы быть счастливы, потому что у них всего стало в достатке, а ведь будучи людьми, они долго испытывали мытарства: и голод, и жажду, и потребность в доме... Одиссей сделал все, чтобы волшебница вернула им человеческий облик.

- Так они же просили, чтобы их вернули в прежнее состояние!

- Правильно. Я, например, тоже не люблю желуди и не хочу, чтобы их ели мои спутники. Вопреки усилиям новых, якобы искушенных идеологов. Пошли к черту. Человек высок и многомерен, жизнь его не ограничена страстью по дому на Рублевском шоссе и возможностью еженедельно летать в Ниццу, а воровство материальное ли, духовное ли наказуемо. Это постулат. Не надо никого превращать в... Цирцея была очень умная женщина, она послушалась Одиссея и вернула его спутникам человеческий облик. И всех отпустила в Итаку.

- Вы сказали о перекраивании. Для вас существует какой-то предел трактовки произведения?

- Есть сочинения, еще при жизни их авторов неоднократно переделывавшиеся, имеющие несколько редакций - издательских и сценических. Они допускают достаточно активную форму работы с собой, как в случае с "Князем Игорем", "Борисом Годуновым" или "Кармен" - произведениями, не канонизированными в окончательной отлитой форме. Есть сочинения, которые абсолютно законченны, самодостаточны, и вторгаться туда нелепо. Думаю, что в любом случае масштаб вторжения в материал - дело вкуса. Революционеры вообще исторически люди с плохим вкусом.

- А вы не революционер?

- Нет, конечно. То есть мне очень нравятся революции, осуществляемые со вкусом. Вот вы с этим парадоксом и примиритесь. Есть революционеры и производимые ими сотрясения, которые рождают новый вкус и новые представления о мере вещей и их связи. Это стоящее дело. А когда это просто сотрясение воздуха...

- Станиславский любил препятствия. Он говорил: у вас есть стена, и вы должны ее преодолеть. Только если вы ее преодолеете, появится результат. Что для вас самая высокая стена?

- Наверное, нужны внешние раздражители, которые помогают выбрасывать адреналин в кровь. Можно их называть стеной: это может быть стена непонимания внутри театра или раздражения вне театра. Неидущая публика или закомплексованная критика. Когда-то такой замечательной стеной для советского искусства был контроль партии. Но главная стена - ты сам. В качестве ежедневной разминки надо пару-тройку раз перепрыгнуть через стенку, она каждый раз вырастает, нельзя перед ней пасовать. Помните, в "Анне Карениной" есть такой офицер, кажется, его звали Кузовлев, так он участвовал во всех скачках только потому, что страшно боялся лошадей.

- А создаете ли вы вслед за Иваном Васильевичем из "Театрального романа", который заставлял актера проехаться на велосипеде для любимой, препятствия для своих артистов?

- Что касается велосипеда, то в "Кармен" он есть. Что вы опять все хотите разложить по полочкам? Если есть такая потребность, то достается очередной велосипед.

- В театре певец-дирижер-режиссер находятся в несколько антагонистических отношениях: каждый старается занять первое место. У вас в этом смысле руки развязаны: в театре главного дирижера нет. Или, наоборот, сложнее работать со многими?

- Борьба за первенство естественна. Сама история развития музыкального театра поставила во главу процесса две профессии: дирижера - как главного музыкального собирателя, организатора и идеолога, и режиссера - как главного театрального собирателя, придумщика, организатора и также идеолога - толкователя. Дирижера интересует все, что связано с музыкой, он несет за это ответственность. А истинно театральных интересует еще и театр. Так же как хорошие режиссеры не могут выразиться за пределами музыкального поля. Очень классно музыкально приготовленная опера, даже если она старомодна, глупа и нелепа на сцене, но солидно приготовленная, с хорошим оркестром, хором, с хорошими исполнителями все равно вызовет уважение и будет явлением профессиональным вопреки глупостям на сцене. Но самая шедевральная постановка, опирающаяся на дилетантское музицирование, будет абсолютной самодеятельностью. Вот и рассуждайте после этого о примате кого и чего, над кем и чем.

- И уступать лидирующее режиссерское место вы не станете...

- А почему так ставится вопрос? Речь не идет об этом, процессы здесь более глубокие, не ограничивающиеся спихиванием со стула или подкладыванием иголок, или бросанием таблетки с ядом в бокал партнера или друга. Я с удовольствием работаю со своими коллегами и не занимаюсь дележом славы или полномочий. Это распределяет сам процесс, сам материал. В период своей жизни в Свердловске мы замечательно трудились с дирижером Евгением Бражником, и мы абсолютно соразмерно осуществляли этот процесс. Здесь так получилось, что мне приходится это делать самому. Но это не значит, что я действительно один. Все равно есть люди, на помощь и понимание которых я очень рассчитываю, включая и господ дирижеров, и директора, и художника, и солистов, и концертмейстеров. И если естественным путем появится главный дирижер... Не одни мои потребности как режиссера и художественного руководителя оперы определяют появление этой фигуры. Это не филармония, это гораздо более сложная, уже сложившаяся художественно-организационная структура, куда надо войти очень тонко, чутко и занять свое место. Это можно уподобить человеческому организму, куда надо имплантировать орган, который важен, определяет жизнеспособность этого организма.

- Как готовятся новые постановки: сначала составляется смета, и вас втискивают в рамки или сначала вы представляете творческое полотно, и его режут?

- Сначала делается художественный проект, а потом считается его стоимость. Мы делаем заранее легкий и недорогой спектакль, чтобы потом сделать дорогой. И, наоборот, после дорогостоящего проекта последует простой (не в смысле художественного замысла).

- Как вы считаете, почему критики превозносили Тителя свердловского и не любят Тителя московского?

- Разве? А мне кажется, им со мной не скучно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1120
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
860
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
939
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1004

Другие новости