0
1835
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2000 00:00:00

О доблести, о подвигах, о славе

Тэги: равенхилл, театр, спектакль


ТЕАТР в Европе - не то же, что у нас, в России. Это очевидно даже по тому, что здесь отчего-то принято начинать спектакли не в семь, а в восемь, а на фестивалях - и в половине десятого вечера, так что кончается представление за полночь. Вечером и ночью в Бонне смотрят спектакли, днем - дискутируют. Одна из дискуссий была посвящена славе, которая, случается, сваливается на не подготовленные к столь тяжкой ноше плечи молодых драматургов. И тому, разумеется, как с ней бороться.

"Для европейцев такие дискуссии - все равно что для советских людей были партсобрания. Они тут реализуют всю свою неизрасходованную общественную активность", - заметил один из российских гостей. Сказано это было без осуждения, и потому, хочется верить, принимающую сторону это замечание не обидит.

Нельзя сказать, чтобы проблема, предложенная к обсуждению, имела совершенно отвлеченный характер. С одной стороны, конечно, смешно даже вообразить, что какой-нибудь автор, наслушавшись умных советов, примется готовиться к встрече со славой. С другой стороны, не раз мне приходилось выслушивать упреки, что мы, мол, в жюри Антибукера не подумали в свое время о том, как сложится дальнейшая судьба, скажем, Ивана Савельева или Олега Богаева. Дали премию, а там - хоть трава не расти. И в некоторых случаях "трава" действительно что-то не очень растет. Я полагаю, такие упреки совершенно несправедливыми. Жюри оценивает текст и старается наградить лучший. Если после "Путешествия на краю" Иван Савельев не написал ничего лучшего, вряд ли виной тому Антибукер. Не написал - напишет, Бог даст. Не напишет - очень жаль. Премия в конце концов - род испытаний, которые все равно неминуемы на пути любого писателя, неважно - драматурга или поэта.

* * *

На фестивале в Бонне наибольший опыт по части "общения" со славой, вне всякого сомнения, у Марка Равенхилла. Вот кто на себе смог почувствовать, что такое настоящий промоушн! Его "Шоппинг & Факинг", как бы к этой пьесе ни относиться, можно смело назвать театральным бестселлером. Начав в лондонском "Ройял Корте", который гордится тем, что стал первооткрывателем и этого драматурга, пьеса ныне шагает по планете. Лучшие режиссеры Европы ставят ее в лучших театрах (из "последних новостей": в Литве пьесу Равенхилла поставил Оскарас Коршуновас, и спектакль называют чуть ли не главным событием прошедшего сезона).

Приезд Равенхилла - одно из событий, которым, вероятно, гордятся организаторы биеннале. К тому же в Бонн бритоголовый Равенхилл приехал не с пустыми руками. Два вечера подряд лондонский театр "Аут оф Джойнт" играл здесь его новую пьесу - "Четкие снимки "полароид" (Some explicit polaroids).

Равенхилл остается верным темам и приемам, однажды принесшим ему успех. Глядя на Равенхилла, почему-то меньше всего веришь в то, что он это делает из чисто коммерческого расчета. Нет, кажется. Он искренне увлечен судьбами своих "отщепенцев", жизнь этих героев известна ему, кажется, не понаслышке, и волнует она его постольку, поскольку их театральные драмы и трагедии врываются в его самую что ни на есть реальную жизнь. В конце концов ничего не поделаешь с тем, что "новые песни придумала жизнь".

Как бы нам того ни хотелось, как бы ни уговаривали нас поэты - приходится о песне тужить.

Английский спектакль довольно-таки ловко управляется с отсутствием декораций. Когда необходим интерьер, врубается видеопроектор и на черной стене задника начинают мельтешить стены, фасады, пока наконец не установится картинка с мебелью, дверью и всем прочим, необходимым. Точно так же в иных случаях появляются картины спешащего города и т.д.

Герои, естественно, редко когда говорят сложными и "литературно-очищенными" фразами. Едва выйдя на сцену, пятидесятилетний Ник тут же роняет свое первое "о, факинг". На третьей минуте он скидывает кроссовки, стягивает штаны и остается в одних трусах. До секса, правда, не доходит.

Ник был приговорен к 15 годам тюрьмы по политическим мотивам - за (так сказано в синопсисе) "покушение на капиталистическую жизнь". Его сентенции, касающиеся социализма, и его социалистические завихрения - предмет для шуток окружающих. А с окружающими ему, не шутя, повезло. Его бывшая подруга и "товарищ" (в смысле партийности) ныне примкнула к официальным социал-демократам и все время спешит на какие-то встречи, не считаясь даже с тем, что Ник уже разделся. Ник влюбляется в юную Надю, но у той - свои сложные отношения с Тимом, больным СПИДом, и русским парнем Виктором, который постоянно возбуждает любовь к своему собственному телу. И ко всякому встречному и поперечному пристает с расспросами: нравится ли им его "сумасшедшее" тело или же они в восторге от него? (Положительный ответ "на ходу" его не устраивает, он не верит Нику: "Нет, я вижу, тебе не нравится мое тело┘")

Надо отдать должное англичанам: русский у них - не синоним отрицательного героя. Виктор по-своему симпатичен, хотя, конечно, вырос не в самой благополучной семье, где было принято фотографировать друг друга в голом виде на "полароид". И одет он "по-нашему" - в ярко-зеленую спортивную куртку и лыжные штаны.

В общем, история самая что ни на есть современная, с непременным кликушеством, вложенным, правда, в не слишком серьезные уста, - как-то, как говорится, к слову, кто-то говорит про последние времена, которые уже наступили, вызывая в памяти похожую реплику из "Грозы".

Но у Равенхилла с последними временами все, кажется, в порядке. Тим умирает от СПИДа. Но даже и после смерти он не бросает друзей, являясь, весь в белом, за спиной Виктора, когда Надя фотографирует его и полароидная пластинка фиксирует все как есть. Виктор кричит: "Я хочу забыть тебя", но Тим даже и после смерти, кажется, не собирается ни забывать своих друзей, ни расставаться с ними.

Политические разговоры - веселый фон невеселой пьесы. Предметом иронических уколов и насмешек, естественно, становится Ник. Когда он является пьяным и в каком-то жутком рванье, Виктор укоряет его: социалисты, мол, пьют в моей стране. В другой раз кто-то философски заметит ему же: капитализм, может быть, и будет когда-нибудь, лет через тыщу, плохим, а сейчас - это очень даже хорошо.

Можно спорить с Равенхиллом в чем-то другом, но тут, вероятно, он недалек от истины.

Бонн

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
293
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
476
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
534
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
399

Другие новости