0
3266
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2005 00:00:00

Дурное дело нехитрое

Тэги: коростышевский, дура, кино, премьера


коростышевский, дура, кино, премьера Оксана Коростышевская в роли Ульяны много кривляется и мало играет. Кадр из фильма 'Дура'.
Фото предоставлено компанией 'Планета Информ'

В прокат вышел фильм «Дура» Максима Коростышевского, показанный в рамках последнего Московского кинофестиваля. Это второй режиссерский опыт Коростышевского – до этого была картина «Игра в модерн».

Собралась под одной крышей странная троица: две молодые дамы-двойняшки и писатель. Писателю Саше (Евгений Редько) негде и не на что жить, да и одна из дам, Лиза Тулина (Регина Мянник), – вполне ничего из себя, актриса. Правда, бездарная, но на что-то еще надеется. Сестра ее, Ульяна (Оксана Коростышевская), больна не очень понятной психической болезнью – оттого, что при родах пришлось щипцами вытаскивать. Саша спит с Лизой, а в перерывах пишет с Ульяны роман, предварительно записывая ее бредовые рассказы и изречения на диктофон. Надо ли говорить, что Уля без памяти влюбляется в Сашу, то и дело пытаясь привлечь его своими обнаженными неуклюжими прелестями. Саше ситуация не нравится, но он не в силах покинуть Улю – музу и Лизу – кормилицу и секспартнершу. В общем, здесь все страдают, особенно Лиза – от собственной неудачливости и от больной сестры, которая мешает и которой надо регулярно делать уколы от головной боли. Ну а Саше сам Бог велел страдать, потому как писатель. Уля страдает от того, что сестра не покупает ей новые вещи и смеется над ее любовью к гипсовому бюсту Ленина и влюбленностью в депутата Митрофанова. Внезапно Уля умирает от опухоли мозга («Вы не знали, что у нее опухоль мозга?» – спрашивает Лизу постфактум доктор. –«Нет». – «А могли бы поинтересоваться»), и Саша издает книгу под названием «Дура», благородно подписав ее псевдонимом Ульяна Тулина.

Психически больные люди – одна из излюбленных тем мирового кинематографа. Порезвиться здесь можно от души. Как правило, такого рода фильмы концентрируются на главном герое – душевнобольном человеке, а от актера, играющего душевнобольного, требуется лишь профессиональное лицедейство. Кроме того, история отношений психически больного человека с остальными – простор для разного рода моралите (скажем, бездушие общества, на фоне которого больной персонаж и оказывается единственным душевно здоровым) и повод разлить по экрану море сентиментальности. Можно вспомнить «Человека дождя» Барри Левинсона, «День восьмой» Жако Ван Дормеля или «Страну глухих» Валерия Тодоровского и «Дом дураков» Андрея Кончаловского.

Режиссер «Дуры» все перечисленное честно попытался сделать. Бездушие общества, как ему кажется, режет глаза, болезнь главной героини, подвигающая ее на непомерную искренность и выстреливание умными мыслями («Говорят, от любви умирают. А почему нельзя жить от любви?»), по замыслу авторов фильма, заставляет зрителя спрашивать у соседа по кинозалу лишний носовой платок – свой-то промок насквозь. Да и вообще, как водится, все мы насквозь больны, испорчены и циничны, а единственное чистое существо – больная Уля. И смерть ее должна заставить нас задуматься.

Задуматься и правда есть о чем. Например, о том, почему не довелось вполне приличному сценарию молодой Натальи Назаровой оказаться в более профессиональных руках, нежели Максима Коростышевского, так удачно провалившего собственный дебют – фильм «Игра в модерн». Попади сценарий в руки профессионального умного режиссера, результат мог бы оказаться очень даже приличным. Можно еще задуматься о том, есть ли смысл брать на главную роль собственную жену, если жена не умеет играть. Причем если в «Тихих омутах» Оксану Коростышевскую вела опытная и жесткая рука Эльдара Рязанова, и актриса фильм не испортила, то в «Дуре» она выглядит, как хоккеист в полной экипировке, которого в порядке шутки вытолкнули на подиум, – неуместно, фальшиво и грубо. Она старается играть трагично и страстно – а получается жеманно и манерно, она хочет, чтобы ее героиню жалели, – а она раздражает, как раздражает любая фальшь и пронзительный дилетантизм. И в целом неплохой замысел, скукожившись, превращается в пустоту, в бесцельно потраченное время и деньги. Кстати, любовь героини к депутату Митрофанову, к бюсту Ленина и первомайским демонстрациям в рядах коммунистов не только наводит на мысль о взаимной любви, подкрепленной одной из сторон материально, но и на смущенную уверенность, что героиня мало того, что больная, но и просто дура.

Тема психической болезни действительно очень привлекательна для художника. Другое дело – что ты с ней сделал, с этой темой. Удалось же Валерию Тодоровскому снять фильм про целую страну глухих и при этом избежать ненужной сентиментальности. Удалось Барри Левинсону снять слезливейшую мелодраму о смешном и благородном аутисте, не позволив себе сфальшивить. Удалось же Андрею Кончаловскому снять фальшивый «Дом дураков», вытянуть который смогла главная «психованная» в исполнении Юлии Высоцкой.

«Дура» идет в кино!» – кричат на улицах рекламные щиты. Как показал опыт, дур в кино лучше не пускать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
506
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
631
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
536
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
441

Другие новости