0
873
Газета Культура Печатная версия

10.06.2025 17:35:00

Вдова Балабанова одела Юлию Пересильд

В Театре Наций вышла премьера "Васса" по Горькому

Тэги: театр наций, преммьар, васса, константин стешик, рецензия


театр наций, преммьар, васса, константин стешик, рецензия Пьеса поставлена в карнавальном антураже – в семье празднуют Новый год. Фото Ивана Пономаренко/пресс-служба Театра Наций

В Театре Наций в разгар лета появилась зимняя постановка. Премьера «Васса» по пьесе Максима Горького разворачивается в декорациях семейного застолья по случаю Нового года. Рождественская обстановка совсем не располагает к летнему завершению театрального сезона, но ее, получается, нужно понимать метафорически. Дом Вассы Железновой, символ распадающейся России, находится в состоянии заморозков.

Волевую русскую женщину, владелицу судоходной компании играет Юлия Пересильд, спектакль поставлен на нее. И для поклонников актрисы это будет хорошей новостью, потому что у Пересильд давно не было новых театральных ролей, в последнее время она очень активно снимается в кино. Сложно сказать, что роль Вассы для актрисы впору, хотя формально возраст практически сходится. Горьковской героине всего 42 года, но в русской театральной традиции принято играть ее в уже более зрелом возрасте. К тому же Пересильд актриса не характерная. Поэтому говорить о подлинной трагедии не приходится: для актрисы очерчен образ современной бизнесвумен, она влетает в зал позже звонка с сумками из бутиков наперевес – титры на занавесе гласят, что «такая-то исполнительница опаздывает», как раз когда все домочадцы уже собрались к столу.

На всех, кроме Вассы, надеты карнавальные костюмы, красиво и изобретательно сшитые художником кино Надеждой Васильевой, дважды лауреатом кинопремии «Ника», вдовой кинорежиссера Алексея Балабанова. Костюмы, слегка обозначающие зооморфные черты – мишек, зайчиков, хрюшек, молочно-белые и пепельно-серебристые, крафтовые и очень милые, диаметрально противоположны строгой и черно-белой атмосфере пьесы Горького, как ее принято представлять, но это самое увлекательное, что есть в спектакле. Костюмы напоминают старые елочные игрушки из ваты, обсыпанные битым стеклом, тут и там – рюшечки, вяленые шарики, уложенные кудри девиц в дореволюционном духе. Лица у всех по-кукольному выбелены. Особенно белым будет призрак умершего хозяина, мужа, отца – капитана Железнова (Александр Девятьяров), который мерещится Вассе, а в финале, по сути, забирает ее с собой – на тот свет.

Опять же, «Вассу» часто ставят как трагический балаган. Спектакль Театра Наций поставлен с легким привкусом кабаре: Васса, надев расписной халат Деда Мороза и бороду, затягивает старинный романс, в течение действия звучат советские хиты. Семейство аккомпанирует Вассе в качестве маленького ансамбля. Сама Васса одета по моде 1980-х годов, в джинсовый сарафан и парик с характерной прической (после шапки Деда Мороза она еще иногда ходит в кокошнике, так подчеркивается ее ультраконсерватизм, как и навязчивым оканьем в речи), что дает нам подсказку, что время действия скорее всего приходится на начало 1990-х годов.

Новую инсценировку написал драматург Константин Стешик. В ней использованы обе редакции «Вассы Железновой» (1910 и 1935 годов) и, как гласит программка, фрагменты других произведений Горького, в том числе романа «Жизнь Клима Самгина» (что уж совсем мало различимо). В ткань спектакля, таким образом, входит литературный факт, как сам автор переписал свою пьесу спустя четверть века с поправкой на революционные события. Опять же в новое время – или позднесоветское – ставили и ставят именно первый вариант «Вассы Железновой», что особо подчеркивается (у Анатолия Васильева в 1970-х годах это было вынесено на афишу), и у этой версии даже был авторский подзаголовок «Мать». Во-первых, первый вариант литературно более качественный. Это настоящая полифоническая сага о вырождении семьи. Все ждут смерти главы семьи, который доживает последние дни, в то время как дети уже делят наследство. А Васса понимает, что семейное дело передать некому. Материальное разорение переплетается с моральным упадком. Кстати, одна из впечатляющих постановок сегодня идет в Краснодарском театре драмы, где классический сюжет помещен в гипертрофированные декорации, а актеры существуют в гротесковой манере. И это производит большое впечатление.

Так вот, второй вариант «Вассы», переделанный, ставился в советское время и естественным образом сошел со сцены в связи с ангажированной темой классовой борьбы. Достаточно предсказуемо, что в спектакле Театра Наций главным конфликтом становится это противостояние Вассы и революционерки Рашель (Юлия Хлынина). Сегодня вполне актуальное тематически, но совершенно беспомощное художественно. Как не стал этот вариант каноническим, так и новый драматург не смог его «улучшить». Практически до финала спектакль вязнет в невыразительных, порой почти бессвязных диалогах. Сергей Железнов давно умер, главное воспоминание для Вассы, о котором она сразу рассказывает, – как, когда она только вышла за него замуж, рожала детей, и однажды пролила ему на сапог за завтраком сливки, так он заставил ее их слизывать. Впрочем, она его не винит за домострой, напротив, рассказывает детям словно в назидание.

Теперь главный, но только номинально, мужчина в доме – брат Вассы Прохор Храпов (Виталий Кищенко, в другом составе – Алексей Вертков), хотя он как был опустившимся приживалом, так и остался чокнутым, но, согласно сценарию спектакля, когда-то даже пробовал баллотироваться в мэры городка. Праздничное безделье в доме Железновых нарушает приезд Рашель, жены старшего сына Вассы, который умирает за границей. Рашель приезжает забрать своего ребенка у Вассы, но та, конечно, отдавать его отказывается: внук – ее последняя надежда вырастить себе достойного наследника.

Хлынина выходит с неприглядным гримом побитой жизнью маленькой девочки, связавшейся с плохой компанией, ее буквально вносят (о ее приезде не должны узнать) в дом в футляре от контрабаса, наглотавшейся воды – бог весть как она добиралась до России! При всем идеологическом споре (Рашель, ко всему прочему, забирается на стол и пророчествует «страсть и ненависть к отчизне» словами поэмы Блока «Возмездие») Васса питает к невестке родственные чувства, пока не узнает, что брат в отместку ей отдает племянника матери. Тогда уж Васса придумывает настоящую месть: выдать преследуемую революционерку прокуратуре. Но и ее настигает кара. История как бы ходит по кругу, а финал, в котором Васса и сама погибает, совершив подлое предательство, подводит черту ее проклятому роду и всему ее социальному классу – олигархов, хозяев жизни.


Читайте также


Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Наталия Григорьева

Основанный на реальных событиях фильм о работяге, обыгравшем телевидение, – уже в прокате

0
738
Буги-вуги в "Волга Опере"

Буги-вуги в "Волга Опере"

Владимир Дудин

Премьера мюзикла Андрея Петрова "Мы хотим танцевать" прошла в Чебоксарах

0
2584
Борисы борются с "Самозванцами"

Борисы борются с "Самозванцами"

Наталия Григорьева

Завуалированная историческая драма о Смутном времени, которое не заканчивается

0
3455
Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Наталия Григорьева

Черно-белый якутский триллер рассказывает зловещую историю вымершей деревни

0
4501

Другие новости