Зампредседателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук: «Местные компании не спешат наращивать земельный банк». Фото с сайта www.uacouncil.org
Число компаний, имеющих более 100 га сельхозплощадей на Украине, сократилось до 192. На момент открытия рынка земли в 2024 году таковых было 283. При этом 10 крупнейшим компаниям принадлежит третья часть всех землевладений. Однако в официальной статистике фигурируют лишь площади в десятки тысяч гектаров, тогда как в целом площадь пахотных земель Украины оценивается в десятки миллионов гектаров. Очевидно, статистика не учитывает те земельные участки, которые по различным схемам контролируются иностранными агрохолдингами. Но к будущим выборам подобная информация может стать достоянием общественности, предупредили эксперты.
Всего на Украине сегодня зарегистрировано 192 компании, в собственности которых находится более 100 га земли, сообщили в понедельник киевские СМИ со ссылкой на сервис «Опендатабот». На момент открытия рынка земли в начале 2024 года таких компаний было 283. В 2025 году число крупных землевладельцев уменьшилось на 40. Часть из них была зарегистрирована на территориях, пострадавших от масштабного военного конфликта с Россией. Так, 16 компаний имели регистрацию на территориях, взятых под контроль Российской Федерацией, а 4 оказались зарегистрированными в зонах активных боестолкновений и еще 14 – на территориях возможных боевых действий.
Причем на топ-10 бизнес-компаний приходится почти третья часть украинской земли. Совокупно их доля составляет примерно 18 345 га. Но и внутри десятки лидеров отмечен большой разрыв в показателях: к примеру, занимающая первую строчку в списке агрофирма «Свитанок» имеет в 10 раз больше земель, чем компания «Куяльник», замыкающая топ-10.
В то же время ряд игроков резко сократили свои земельные участки, тогда как 103 компании сохранили площади своих угодий. К примеру, компания «Агрофорест» уменьшила собственные площади в 8,6 раза – с 1 803,09 га до 210,44 га. А земельный банк компании «Землетрейд» уменьшился с 3 161,47 га до 733,57 га, то есть почти в четыре раза. К слову, последняя в тройке лидеров среди владельцев земельного банка: на первом месте тут оказалась агрофирма «Свитанок», а на второе вышло Дружковское рудоуправление.
Упомянутая тройка юрлиц лидировала и в середине апреля 2024 года, когда местные СМИ проанализировали результаты первых трех месяцев с начала внедрения с 1 января того же года нового этапа закона «О рынке земли». Закон предусматривал участие в купле-продаже земли также юридических лиц, а кроме того, допускалось получение украинскими гражданами права приобретать в собственность до 10 тыс. га земли. Как тогда отмечалось, вопреки ожиданиям наблюдателей, после открытия земельного рынка для юрлиц бизнес начал продавать, а не покупать землю. В частности, было продано более 1283 га, или по меньшей мере 342 земельных участка. По оценке Государственного земельного кадастра (ГЗК), угодья 12 компаний стали меньше 100 га, поэтому они выбыли из отслеживаемого перечня.
Как и в прошлом году, объясняя продажу участков и уменьшение числа крупных зелевладельцев, отраслевые аналитики вновь сослались на условия военного времени. В результате, отметил зампредседателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, в условиях общей неопределенности, разрушения инфраструктуры, сложности разминирования территорий и проблем с логистикой местные компании не спешат наращивать земельный банк. «Сейчас бизнес выбирает модель мобильности – аренду вместо собственности. Это позволяет быстрее реагировать на риски и менять регионы присутствия», – уточнил Марчук.
При этом журналисты не стали останавливаться на том, что в целом происходило со знаменитыми украинскими черноземами, на которые к 2022 году приходилось до 22 млн га площадей. С того времени эти площади уменьшились, по различным оценкам, на треть или более. Как не озадачились и вопросом о том, кто купил активно распродававшиеся участки и не были ли они приобретены через подставных лиц иностранными игроками, не имевшими права на приобретение сельхозугодий в соответствии с названным законом. В сопроводительной информации к закону также упоминалось, что в Верховную раду Украины (ВР) был представлен законопроект о введении запрета на покупку сельскохозяйственной земли иностранцами, которые получают гражданство Украины в упрощенном порядке.
Напомним, такая возможность была регламентирована с 16 января 2026 года для граждан ряда стран (США, Канады, Германии, Польши и Чехии). После чего они на законных основаниях могли получить возможность приобретать украинскую сельскохозяйственную землю.
«Однако это чревато серьезными угрозами, так как открывает доступ для иностранного капитала к стратегическому ресурсу Украины и ставит местных фермеров в неравные условия конкуренции, а также подрывает продовольственную безопасность и национальные интересы государства», – разъяснил один из авторов законодательной инициативы, член комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики Дмитрий Соломчук. В связи с этим, по его словам, в представленном законопроекте предлагалось ограничить право покупки сельхозземли для лиц, получивших украинское гражданство в упрощенном режиме, на период военного положения и еще на 15 лет после его завершения.
Впрочем, как предположил в комментарии для «НГ» экс-депутат Верховной рады Украины (ВР) Владимир Олейник, скорее всего и этот законопроект не примут. Так же как ранее к закону об упрощенном получении гражданства Украины не была принята поправка, предусматривавшая ограничение на получение права покупать ее сельхозземли в течение последующих нескольких лет. И если до сих пор иностранные агрохолдинги, в частности продвигаемые американской корпорацией BlackRock FMA, которая в мае 2023 года подписала с киевским руководством соглашение о запуске Фонда развития Украины, приобретали местные угодья через подставных лиц из числа украинцев, то теперь смогут задействовать иностранных граждан, получивших для этого украинский паспорт.
«Собственно, распродажа украинских черноземов и стала одной из главных задач президента Владимира Зеленского. Правда, фактические данные по объемам агроплощадей, перешедших в руки зарубежных компаний, в официальной статистике киевские власти не показывают», – допускает Олейник.

