0
1677
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2007 00:00:00

Шерлок Холмс поверг критиков в шок

Тэги: дашкевич, шерлок холмс


дашкевич, шерлок холмс Владимир Дашкевич чувствует себя неуютно в этом мире. Только мысли о Шерлоке Холмсе помогают.
Фото Екатерины Цветковой

Шерлока Холмса принято считать одной из самых блестящих мистификаций в литературе. Ни «балкон Джульетты», ни «замок Гамлета» не сравнятся со скромным домом под номером 221б на лондонской Бейкер-стрит. И хотя на этот адрес пишут уже только дети, сам Холмс и в XXI веке живее всех живых. Своей точкой зрения на этот феномен делится автор музыки к «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона» композитор Владимир Дашкевич.

– Владимир Сергеевич, вам Холмс в детстве нравился?

– Не могу сказать, чтобы приключения великого сыщика были моей любимой книгой, но он был для меня персонажем, который имеет свой знак. Я и сейчас считаю, что Холмс – знаковая фигура в европейской культуре.

– Что это для вас означает?

– Читатель в отличие от критика читает не про кого-то, а про себя. Он всегда центральная фигура своего чтения. И если он не находит себя в книге, он либо ее откладывает, либо, если уж решает все-таки дочитать, она оставляет его равнодушным. Для меня Холмс – фигура, появившаяся очень вовремя.

– То есть?

– То есть тогда, когда обычному человеку стало очень неуютно в том мире, в котором он вынужден был жить.

– Как-то очень пессимистично звучит ваш вывод...

– И тем не менее... Если посмотреть на европейскую литературу начиная с эпохи Реформации и до наших дней, то это литература про то, как люди теряют этическое отношение к действительности. Иначе говоря, они перестают верить в справедливость и быть справедливыми. Сначала эту тему затронул Сервантес в «Дон Кихоте», сделав героями последнего рыцаря, еще верящего в справедливость, и простолюдина, который идет за ним потому, что в нем есть справедливость, а вокруг ее нет.

– А ему ее очень хочется?

– Конечно. Примерно в это же время, но еще более обостренно, заговорил об этой проблеме Шекспир. Гамлет всех персонажей проверяет на предмет отношения к справедливости. И из всех героев только один Горацио, пожалуй, проходит такую проверку. Даже Офелия не выдерживает. И этих героев Гамлет наказывает. Внушительная гора трупов, выросшая к финалу, – все это люди, не прошедшие испытания. Гете пошел еще дальше: его Фауст ищет истину и справедливость в сотрудничестве с дьяволом. То есть добро и зло, оказывается, вполне могут сосуществовать.

– Но в жизни ведь обычно именно так и происходит!

– Так к чему я и веду! Когда мы говорим о Фаусте, мы все время представляем себе героя, который строит светлый город будущего. А то, что на том месте, где предполагается воздвигнуть сей прекрасный град, жили два старичка – Филемон и Бавкида, которых Фауст уничтожил руками Мефистофеля, об этом как-то говорить не принято. Подумаешь, двумя старичками меньше стало. Справедливость для одних обернулась несправедливостью для других. Причем эти другие слабы и беззащитны. Но они-то ведь тоже хотят жить! Вот так европейская культура, собственно говоря, и шла к деградации, заменяя этические ценности эстетическими. Жить в таком мире человеку страшно: защиты искать не у кого...

– И маленький человек остается один на один с хаосом, противостоять которому он не может?

– Да, и в этом хаосе у него нет человека, к которому можно обратиться за помощью. Закат Европы с этим и связан – с безысходностью. Вот тут и появляется Ницше, объявивший войну христианским ценностям и морали и доказывающий, что есть в природе только одна сила – власть, которой и надо подчиняться беспрекословно. А эта власть может с вами делать что угодно, и ответственности у нее перед вами никакой. И вот в таком неуютном мире возник литературный герой, который силой своего ума защищает справедливость и добивается победы. Это был луч надежды, повернувший романтическую литературу навстречу простому человеку. Он мог сказать себе: если со мной что-нибудь случится, я знаю, куда идти.

– На Бейкер-стрит, 221б!

– А больше некуда. Я не знаю другого такого персонажа в европейской литературе.

– А Пуаро или, скажем, комиссар Мегрэ?

– Мегрэ – служитель закона, и закон для него важнее справедливости. Он просто выполняет свой долг. А Пуаро, бельгиец по национальности, стремится доказать англичанам, которые по традиции недолюбливают иностранцев и относятся к ним с легким презрением, что он не только не хуже, а даже лучше их. Во всяком случае, когда дело касается серых клеточек. Как правило, он включается в расследование тогда, когда преступник, не посчитавшись с его всемирной славой, решает перехитрить самого Пуаро. А Холмс просто защищает слабых. Сколько рассказов начинается с того, что к нему приходит девушка и просит спасти ее саму или близкого ей человека? Он даже деньги не всегда берет за свою работу, хотя распутывание преступление – его хлеб. Вся литературная традиция вела к тому, что простой смертный должен смириться и не оказывать никакого сопротивления человеку, который объявил себя властью. Холмс – это защитная реакция типичного представителя среднего класса с естественной моралью нормального человека. Конан Дойл – это Ватсон, придумавший Холмса, как когда-то Санчо Панса придумал Дон Кихота из Алонсо Кихано. Но этот рыцарь рационален. Он не лезет на ветряные мельницы, потому что умеет с ними управляться, и это дает надежду на то, что в этом мире можно навести хоть какой-то порядок. По этой причине Холмс сейчас даже более необходимая фигура, чем раньше.

– Наш мир так же неуютен для обычного человека, как и сто лет назад?

– Конечно. Ведь оказалось, что ницшеанство умеет принимать разные личины, которые не всегда распознаешь. Но принципиальной разницы между теми, кто приходил к власти за последние сто лет, практически нет. И нынешняя бизнес-элита, олицетворяющая сегодня власть, – не исключение. Ей справедливость не нужна, ибо она не приносит прибыли. Им нужен человек с деформированным мозгом, потому что такой человек дешево стоит, легко управляем и социально пассивен. В современном обществе, которое можно назвать неототалитарным, есть мощный социальный заказ на деформацию мозга. Отсюда засилье масс-культуры, в первую очередь – попсы.

– Значит, раньше люди просто писали на Бейкер-стрит, а сейчас создают сайты, клубы поклонников, проводят фестивали, и это та же попытка найти точку опоры, чтобы устоять в нашем неустойчивом мире?

– Мне кажется, да. Холмс вообще фигура, до конца не оцененная. О нем социологические исследования проводить нужно, а тут┘ Мне Масленников как-то сказал одну удивительную вещь. Несмотря на всенародную любовь к фильму, за все восемь лет, что мы снимали эти одиннадцать серий, на него не было написано ни одной рецензии! Интервью с актерами было много, а критических статей – ни одной.

– Как это? Не от вас бы услышала – не поверила бы!

– А что вы напишете? Что актеры замечательно играют, и музыка замечательная, и монтаж, и вообще фильм хороший и нравится зрителям? Через два абзаца писать уже будет не о чем. И дальше что?

– А то, что его хорошо смотреть, когда на душе смутно, это никого не интересует?

– Не то чтобы не интересует. Просто они, критики, про это не проходили. Про это писать трудно, потому что с эстетических критериев придется переключаться на этические, а у них с ними слабовато. Понимаете, когда речь идет о Германе или Сокурове, то критику очень просто найти массу формальных поводов для того, чтобы сказать, как режиссер поставил камеру или снял сцену одним планом. А если эти приемы уходят на второй план, потому как главное – это то, что играют Соломин и Ливанов, то эстетика не проходит. Поэтому на фильмы, которые можно назвать народными, у критики слов нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
805
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
442
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2700
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2133

Другие новости