0
1294
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2008 00:00:00

Маска, мы так тебя и не узнали

Тэги: опера, распутин


опера, распутин Какие прекрасные лица.
Фото Михаила Гутермана

История «Распутина» началась 20 лет назад в Америке – премьера оперы композитора Джея Риза прошла в New York City Opera. А российская история этой оперы насчитывает более 10 лет – так долго партитура Риза ждала своего часа в столе у Дмитрия Бертмана, с того момента как композитор Риз показал ее режиссеру во время одного из приездов в Москву.

Дмитрий Бертман хотел взяться за оперу сразу, но быстро от этой идеи отказался – вокалисты для современной музыки не были достаточно подкованы. Вместе с партитурой ждал своего часа и Николай Галин – он выучил партию Распутина еще в 90-е годы. Бертман заметил, что артисты неохотно участвуют в пресс-показе. Тем не менее журналистам представили лучший состав, который здорово справился и с нелегкой партитурой.

Бертман говорит, что в партитуре Риза его привлекло присутствие музыкальной драматургии – это когда музыка сама словно ведет режиссера и подсказывает ему сценическое решение. Например, говорит Бертман, в тональной сфере царской семьи появляются атональные пассажи – это императрица берет в руки распутинский крест.

В рассуждениях об этой постановке то и дело возникали пассажи относительно исторической правды и вымысла, как будто опера способна стать сенсацией в освоении пока еще загадочной темы Распутина. Режиссер подчеркивает, что в деталях опирался только на факты. Тем не менее откровений в трактовке персонажей не произошло. Николай Второй (Николай Дорожкин) увлекается фотографией, он ласков к родным, он слабый политик и полководец. Александра Федоровна (Наталья Загоринская) – идеальная супруга и мать, абсолютно преданная России, со слабыми намеками на властность. Самым ярким персонажем стал Феликс Юсупов - персонаж, пожалуй, ключевой и самый колоритный. Феликс переодевается в женские платья и танцует в кабаре, он ненавидит Распутина, а после того как, не выдержав конкуренции со «святым старцем», отравился семейный доктор царской семьи Сокольский (Дмитрий Пономарев), решает отомстить («он открыл мне тайны наслажденья», – недвусмысленно стенает Юсупов над телом доктора). В конце концов, он же Распутина и убивает. Этот персонаж состоялся во многом благодаря исполнителю – тенор Василий Ефимов превосходный актер, которому под силу перевоплотиться из статного князя в кабаретную певичку в перьях, имеющую головокружительный успех у публики. Юсупов, пожалуй, единственный персонаж в постановке, за портретом которого интересно следить. Поклявшись отомстить, он как безумный дотанцовывает номер, а в финале оперы рыдает над телом Распутина, не то поддавшись гипнотическим свойствам жертвы, не то обнажив тонкую и ранимую душу.

Спектакль тем не менее вышел весьма колоритным. Всю сцену занимает наклоненная по диагонали платформа с бугорками, напоминающая гигантскую форму, в которой принято складировать яйца. Эта ассоциация подкрепляется и тем, что яйцо так или иначе появляется почти в каждой сцене спектакля.

Опера начинается с собрания секты хлыстов, превратившегося в оргию беснующихся обнаженных сектантов, объявивших Распутина своим спасителем и издевающихся над монахом Илиодором.

Затем мы оказываемся на приеме в честь вступления России в мировую войну. Темные купола церквей (или могильные надгробия?) из первой картины оборачиваются огромными яйцами Фаберже. Здесь две карикатурные балерины, напоминающие Одетту и Одиллию, танцуют под изложенную в гротесковой манере музыку «Спящей красавицы», разумеется, изложенную в гротесковой манере. Здесь и появляется впервые Григорий Распутин, без всяких церемоний облобызав императора и тут же приказав ему выйти к народу.

В следующей картине Распутин как по волшебству останавливает кровотечение у наследника, чьей колыбелью служит одно из ювелирных яиц – Сокольский опозорен и изгнан. Заканчивается действие сценой в варьете – дискотечный шарик, разумеется, в форме яйца. Под занавес на сцену выбегает Распутин, снимает грим и парик и торжествует – он властвует! Но где его настоящее лицо и кто он – жаждущий власти самозванец, шарлатан с навыками гипнотизера, святой, которому суждено было спасти Россию, или карикатура на все это вместе взятое, – не ясно.

Второе действие открывается сценой в квартире Распутина – в его постели сразу несколько дамочек, судя по одежде, из высшего света. Императрица за завтраком обсуждает с Распутиным будущее России. Он невозмутимо жует свое яйцо – она находится словно в прострации, все бьет ложечкой по скорлупе. Тем временем в царских покоях Юсупов, князь Дмитрий Павлович (Михаил Давыдов), генерал Жевадов (Алексей Тихомиров) и Смердский (Михаил Вербицкий) пытаются убедить царя положить конец власти Распутина. Николай Второй очевидно болен. В России кризис власти.

После убийства Распутина (вино, торт, револьвер) над самой сценой возникает красное яйцо, из которого появляется еще один «спаситель» – Владимир Ленин – и в бешеном темпе начинает провозглашать лозунги. Сцена заполняется большевиками с яйцевидными красными шариками в руках, которые постепенно лопаются, как лопнула власть ленинской доктрины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
960
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
759
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
811
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
853

Другие новости