0
1436
Газета Культура Интернет-версия

01.04.2010 00:00:00

Одно выражение на всех

Тэги: фото, выставка, галерея


фото, выставка, галерея Александр Бородулин. Письмо из Израиля.
Фото предоставлено пресс-службой МДФ.

В здании на Пречистенке показывают четыре проекта. Парижские фотодиптихи Андрея Гордасевича – это очередной оммаж Франции, родине фотографии, с которой наши культурные связи в этом году теснее, чем с кем бы то ни было. Остальные выставки – «Обратная перспектива» Валерия Щеколдина, «Начало. 1923–1927» Аркадия Шайхета и «Ретроспектива. Часть I» Александра Бородулина – про Советский Союз от рождения до краха. Оказалось, что, если сравнить лица людей 20-х годов со снимков классика советского фото Шайхета и с бородулинских фотографий 70-х, в них окажется гораздо больше общего, чем можно было бы ожидать.

Убежденный пролетарий – и богемный персонаж. Абрам Шайхет – бывший помощник слесаря и служащий духового оркестра. Сменив имя и перебравшись в Москву в 1922 году, он начинал ретушером. Фактически за 10 лет сделал себе имя и стал одним из первых классиков расправлявшего крылья советского фоторепортажа. За фотосъемку Шайхет взялся в 1923 году. В 1926-м его взял в «Огонек» Михаил Кольцов, он же в следующем году вытащил фотографа из Бутырки (Шайхета обвинили в связях с заграницей). У Александра Бородулина – совсем другая история. Он не то чтобы находится в тени, но оставался для всех прежде всего сыном другого фотоклассика – Льва Бородулина. В 70-х отец оказался в Израиле, сын в Штатах. Там он становится фотографом Time Life, а спустя некоторое время после того, как издание приказало долго жить, печатается в американском Vogue. Сделанный им в 1988 году для американского же Playboy репортаж «Русские женщины» был, говорят, самым успешным проектом в истории журнала, который поднял его мировой тираж на 30%. Из той серии на выставке есть завернутые в советские флаги девушки на фоне мрачноватых подворотен.

Нет, ну разумеется, эти фотографы совсем разные. Но удивляют лица. Обычные лица на улицах – плохо еще осознающие в середине 20-х, что произошло, крестьяне Шайхета и растерянные от ощущения собственной никчемности граждане брежневской эпохи у Бородулина. У Шайхета – толпы: крестьяне на демонстрации, трудяги на пароходе со странно-мечтательным именем «Жемчужина», ходоки в высокопоставленной приемной. У Бородулина – отдельные люди: старуха курит куцую папироску, другая без особой надежды на лице пытается сбыть ландыши, кто-то роется в груде пустых ящиков. Их всех объединяет выражение непонимающей/недовольной недоверчивости, вот эта мимическая складка между бровей┘ Общий знаменатель.

В остальном с Шайхетом все получилось вполне ожидаемо. Все составные части его хроники, которые вы и так знаете, вам предъявят. И бывший Императорский Ливадийский дворец, с 25-го года служивший крестьянским курортом с коллективным прослушиванием радио в Красном уголке и массовым отдыхом в шезлонгах┘ И хрестоматийно известную «Лампочку Ильича», зажегшуюся благодаря Шатурской ГРЭС. И красноармейцев на лыжах, стройной диагональю пересекающих кадр. И страсть к высокой точке съемки, позволявшей развернуть на фотокарточке впечатляющую панораму. И обложки для «Красной нивы» (для которой, кстати, трудился другой «идол» советского искусства – Дейнека), «Огонька» и «Московского пролетария».

Интереснее показ Бородулина, который, к слову, курирует директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. В небольшом зале снимки развешаны в хронологическом порядке, вроде все просто. Однако эта хронология настолько четко расставляет акценты времени, что пространство вдруг начинает напоминать поделенную надвое шахматную доску. Слева – 70-е, справа – новое десятилетие 80-х и начала 90-х. Слева – те самые потерянные лица, потом – время массовой эмиграции: проводы в Израиль, письмо из Израиля, а там – Война Судного дня 1973 года. Здесь – черная «Волга» въезжает на Красную площадь, Роднина с Улановым мчатся по льду, а «Диссиденты и сионисты» – самые живые на всем групповом портрете эпохи лица.

С правой стороны – нью-йоркские будни с бодрыми пенсионерами на пляже, постаревший Трумен Капоте (снимок Бородулин сделал для единственного номера Manhattan Journal, соорганизатором которого был). Справа же – черты перешагивающей из перестройки в новое время России. Там жил один из первых отечественных миллионеров, убитый в 93-м Илья Медков. Там вертелась жизнь андеграунда с витийствующим Дмитрием Александровичем Приговым и гримасничающим Петром Мамоновым. Отдельное измерение, которое тогда же виртуозно зафиксировал другой фотограф – Андрей Безукладников (и только вы о нем вспомните – увидите портрет его самого). Это хоть и подпольная, да без царя в голове свобода, пустившая в лица искру эмоций. А потом вдруг раз – и День Победы, и крупным планом дед с автоматом и в шапке с помпоном. Рядом его разваливающаяся авоська на колесиках. И снова то же чувство неправильности и какого-то стыда – за эту не меняющуюся печать мрачного недоумения на лице.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1156
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
882
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
970
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1032

Другие новости