0
2391
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2010 00:00:00

Кармен с бриллиантами

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская, Санкт-Петербург

Тэги: мариинский, балет


мариинский, балет Пластика Лопаткиной – словно звучащая музыка.
Фото с сайта Мариинского театра

Бенефисы в Мариинке – события почти исключительно фестивальные, и сольный вечер Ульяны Лопаткиной не исключение – он прошел в рамках знаменитых «Звезд белых ночей». В сравнении с последними московскими гала-программами балерины мариинский бенефис выглядит минималистским: недавняя премьера «Кармен» и баланчинские «Бриллианты», хореография середины прошлого века про страсти и совершенство.

Кармен и Лопаткина, роль и балерина – не спектакль, а противостояние. И, похоже, стиль диктует не роль. Ульяна Лопаткина оставила попытки вжиться в чуждый природе образ и вылепила свое: сюжет, смыслы, героиню. При таком переосмыслении впору добавлять в афишу что-то вроде «редакции либретто», хотя буквально не изменено ничего – ни в наборе хореографических движений (они воспроизведены с дотошной пунктуальностью), ни в развитии фабулы (все события следуют в заданном порядке). Но героиня не та, что в оригинале – у Алонсо, Бизе, Мериме. У Плисецкой. Общее, пожалуй, лишь сила личности. В Кармен Лопаткиной нет безоглядного следования своим хотениям, искреннего цинизма, нежелания искать повода и обоснования своим поступкам. Нет игры с любовью и в любовь – той, возрожденческой, которая ради самой любви.

Хореографический рисунок прочерчен, врезан в пространство. В сравнении с премьерой в движениях больше резкости и повелительного напора. И отчетливее проявился акцент движений ладоней, как у Мехменэ бану. Хабанера – не эротический соблазн, а строгое подчинение, и взгляды исподлобья – при этом лице – потусторонние. И даже когда Кармен недвусмысленно толкает Хозе, простите, задом в пах, это выглядит, как клятва перед алтарем в вечной любви. Он не поверил, что Кармен могла его бросить. Удивлены? Мужчины этой Кармен достались вполне подходящие для сюжета (кроме кордебалетных юношей, которые ни на миг не забывали, что прикасаются к приме, и перебрасывание драчливой Кармен от солдата к солдату выглядело неловким перекладыванием «ответственности»). Данила Корсунцев, выбравшись за пределы вечных принцев, оказался эмоциональным и нежным Хозе. Но многолетняя выправка неизгладима. Этот Хозе выходит на зов Коррехидора, как Одетта к Ротбарту. Строевая – это не для балетных кавалеров. В итоге дуэт Кармен и Хозе не вышел за рамки хорошего, но обычного балетного дуэта. Этот Хозе – для жизни, его рок – всего лишь Коррехидор.

Дуэт с Тореадором контрастен не меньше, чем пара Одетты и Одиллии, хотя иначе. Евгений Иванченко поначалу вышел, словно в балете Ролана Пети, с гротесковым петушиным самолюбованием. Тореро соблазнительно поигрывал филейными частями, а Кармен рядом выглядела почти самураем. Он кокетничал, а она «пела» не о любви, но о Смерти. И это потустороннее дыхание изменяет Тореро. В дуэте завораживающего рапида и с притихшим оркестром он уже едва решится (рефлекторно) погладить ногу – но она так строго отдергивает, а он – знает, что не о любви речь. Это не крылья пташки, а мгла смерти.

«Кармен» – жесткий спектакль. «Бриллианты» в своем дворцовом совершенстве – нежнее, живее. Адажио – вообще личный шедевр Ульяны Лопаткиной, то, что невозможно пересказывать словами. Можно расслышать звучащую в пластике музыку, и она завораживает. И даже когда в вариации чуть не хватает выгнутого луком, в аккорд рукам, корпуса, слияние чувства и смысла покоряет совершенной гармонией: Диана, луна, бриллиантовый покой и высота. Данила Корсунцев привычно отступил на второй план, вполне по-баланчински: партнер-кордебалет. Только партнер обоснованно стушевался, очень тактично. А остальной антураж, который все же занимает больше пространства в балете, на роль оправы никак не тянул. Небриллиантового качества разнобой и грубый танец, отсутствие нюансов, причем неравномерно: у кого-то все же пробивались и музыкальность, и тонкая проработка, но очень уж местами. Если на первом плане в таком парадно-кристальном балете театр выставляет обладательниц «непачечных» ног и вульгарной манеры, то это признание полного разброда.

Прежние мариинские бенефисы Ульяны Лопаткиной представляли ее как приму в системе труппы, в структуре спектаклей. В этот раз получился моноспектакль. Не о балерине труппы, а о балерине как таковой – замкнутый круг и публичное отшельничество. «Кармен» и «Бриллианты» по идее должны обозначать полюса артистических крайностей. Как оказалось, два полюса не так уж существенно различаются. Все вращается вокруг, и холод идеала, и покой вечности, и постоянный личностный труд. Что-то напоминающее о Мэри Поппинс, леди Мэри – «от улыбки до жеста┘».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
789
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
817
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
693
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
634

Другие новости