0
1027
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2010 00:00:00

Сложности сюжетосложения

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Разговор на чеховские темы. Сцена из спектакля «Записные книжки».
Фото с сайта театра

В пятницу и в субботу в Студии Сергея Женовача играли премьеру «Записных книжек». Спектакль по Чехову ждали (и собирались сыграть) в конце мая, в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова. Но театр решил перенести премьеру на осень, к чему все отнеслись с пониманием.

Сергей Женовач и теперь, накануне первых спектаклей, предупредил, что работа над «Записными книжками» не закончена, премьера – еще не точка в долгом процессе сочинения и репетиций.

После спектакля, который идет три часа с четвертью, трудно сказать: «Мне понравилось». Но точно нельзя: «Не понравилось». Чувства – сложные. С одной стороны, приятно, что к тебе отнеслись с уважением – как к умному, и показывают, конечно, не полработы, но и не самую окончательную версию. С другой стороны, не могу не согласиться с коллегой, заметившей, что «Записные книжки» требуют какого-то другого жанра, определенного, соответствующего, иначе следовало подыскать спектаклю какое-то другое название. «Записные книжки» – случайные или неслучайные заметки, то совсем короткие, то длинные, пунктир жизни и творчества, сложно, здесь уж точно – случайно оказавшиеся по соседству. «Записные книжки» – нечто принципиально не цельное и к цельности не стремящееся. С третьей, помнишь чеховское, фразу, которую любит повторять чеховед Татьяна Шах-Азизова: «Только то прекрасно, что серьезно». И понимаешь, что сделанное Женовачом и его компанией – серьезно. Значит, прекрасно. Точно – хорошо.

Да, Сергей Женовач и его актеры – вся труппа – взялись инсценировать чеховские «Записные книжки». Получился – спектакль, в котором прослеживается некоторый сюжет, история застолья. Повод – не точен. Придя в театр, обращаешь внимание на траурные повязки на белых рубашках служителей, всех сотрудников. Фотография в траурной рамке на старинной треноге – у лестницы, ведущей в зал. После семи по лестнице, поддерживаемая доктором (Сергей Качанов), поднимается и проходит в зал, а затем – на сцену вдова (Мария Шашлова), увлекая и публику за собой – в зал. На сцене – веранда, составленные в длинный ряд столы, стулья – разные, собранные по разным комнатам, над столом – лампа (сценография Александра Боровского). Когда воцаряется тишина, из-за стола поднимается один из гостей (Сергей Аброскин) и провозглашает тост... за юбиляра. Впрочем, уже второй или третий бокал поднимают в память о покойном. Вдова то и дело будет подниматься, точно желая что-то сказать, и – падать в обморок, близсидящие приводят ее в чувства.

Обаяние актеров студии, их живые реакции, умение многих из одной реплики, из двух слепить характер, обозначить историю – все это держит внимание, не превращая эти «Записные книжки» в скучное чтение.

Спектакль вышел красивым – сочетание светлых, с желтоватым оттенком, чуть розоватых, выцветшего серого цвета, точно снятых со старых фотографий костюмов, их соединение – по цвету, по линии – с венскими и не венскими, другими стульями... В начале второго акта – буквально как в инсталляции – завораживающая картина разбивающихся о перила веранды капель дождя, – капель эта длится, наверное, минуту-две, и это время точно нельзя записать в потерянное, не чеховское, – капли-то как раз очень «в кассу», каждая заметка – как капля, еще один штрих – к фигуре Треплева, к Маше из «Чайки», к Тузенбаху... Вот-вот, сейчас нащупает главное... Над этим «главным» в спектакле раз или два нарочно иронизируют. Однажды, в первом акте, герой Аброскина, сидящий к публике спиной, начинает собираться с силами. Он один, все остальные разошлись, разбежались. Он выпивает залпом рюмку водки, оборачивается к публике, готовый что-то главное сказать и – шум, все идут, разрушая его решимость и лишая слова.

Мне кажется, важно, что Чехов в спектакле женовачей представлен идейным писателем. То есть думающим о России, ее будущем. Одна из кульминаций спектакля – в монологе Молодого литератора (Андрей Шибаршин), который скрывается с глаз публики, уходит в глубину сцены и оттуда переживает о том, что русские, получи они свободу, не знали бы, что с нею делать, обвиняли бы друг друга в шпионстве... Мне непонятно, к чему было в финале, после всего, отправляя всю компанию куда-то вниз, в историю (конструкция Боровского оказывается подвижной), оставлять публику один на один с актером, который читает рассказ Чехова «Студент». Чехов не был религиозен, в этом, возможно, секрет его жесткости и даже жестокости к героям, сложное его отношение к смерти. А тут – такая христианская точка.

Остается – форма. Как передать, как сыграть: «3 апреля. Выехали из Рима. 4-го Неаполь. 6-го. Театр. 7. Пасмурно... Hotel Minerva». Или – в другом месте, подряд: «8 [Мальчиков в амбаре секли.] 9 [Старается узнать, когда будет столетие фирмы, чтобы хлопотать о дворянстве.] 10 [Она одевалась по-московски, училась в Москве, и это нравилось ему.] 11 [Муж сестры после ужина: «Все на этом свете имеет конец. Знайте: если влюбитесь, будете страдать, ошибаться, раскаиваться, если разлюбите, то знайте, что всему этому будет конец». У любовницы зятя – проседь. Зять очень красив был.] 12 [Зять пил очень мало, или ничего. Он не пропил, а проел состояние.]». Женовач выстраивает разрозненные записи в диалоги, в общем, чеховские, где, считается, каждый говорит о своем.

А... «Записные книжки»? Кто захочет – может прочесть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
589
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
741
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
631
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
507

Другие новости