0
2721
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2010 00:00:00

Борьба сатиров и ангелов

Тэги: театр, балет, конкурс


театр, балет, конкурс Лауреаты – Ксения Жиганшина и Ярослав Байбордин.
Фото предоставлено организаторами Гран-при

Во второй раз прошел в Санкт-Петербурге смотр-конкурс Гран-при Михайловского театра – благотворительный проект в поддержку хореографических школ России. Об амбициях и статусе мероприятия свидетельствовало приветствие премьер-министра в адрес организаторов и участников смотра (его перед торжественной церемонией награждения огласил полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель попечительского совета Михайловского театра Илья Клебанов) и то, что заключительный вечер почтила своим присутствием Светлана Медведева. По сути, затеяно благое дело – способствовать тому, чтобы «профессия «артист балета» сохраняла свой престиж в России, чтобы ученики балетных школ знали, что могут сделать карьеру в родной стране».

Но нынешние проблемы не только и не столько в возможности или невозможности сделать карьеру в России или где бы то ни было в мире – русские не танцуют сейчас, пожалуй, только в Антарктиде. Не лучшие времена переживает наша балетная педагогика. Даже самые одаренные дети обучены зачастую из рук вон плохо. Мы теряем традиции академизма. Михайловский театр делает то, что в его силах, – дает разным российским школам не только шанс посоревноваться, но и гранты (300 тыс. руб.).

Хотя организаторы подготовили вполне осязаемые призы (Гран-при – 300 тыс. руб., золото – 200, серебро – 150, бронза – 100), председатель художественного совета (жюри) Никита Долгушин не случайно настаивал на том, что Гран-при – скорее смотр, чем конкурс. Участники соревнования пока немногочисленны: в 2010 году из-за болезни двух учениц Московской академии хореографии конкурентов оказалось трое – петербургская Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, Пермский и Новосибирский хореографические колледжи (так на современный манер названы бывшие училища). Строгого регламента не существует, нет обязательной программы (каждая школа представляет то направление, которое считает нужным), классика и современные номера не разделены. Обо всем этом придется подумать, если, как предполагает Владимир Кехман, проект будет расширяться. На этот раз три призовых места заняли третьекурсники. Бронзовой и золотой медалей удостоены пермяки – Дмитрий Бяков (дипломант XI Московского Международного конкурса артистов балета) и Никита Четвериков. Серебряную медаль получила Мария Репетиева из Новосибирска. Но всех обошла петербургская первокурсница Ксения Жиганшина. Кроме прекрасных пропорций, покоряющего сценического обаяния и лучезарной улыбки у девочки (в отличие от большинства ее конкурентов) хорошая выучка. А удивительную способность крутить фуэте она продемонстрировала еще полтора года назад, когда во втором туре XI Московского конкурса с блеском исполнила вариацию Шута из «Лебединого озера». Тогда в младшей группе Ксения завоевала бронзу. В Петербурге Жиганшина выступила в дуэте с Ярославом Байбординым, по праву получившим диплом за мастерство поддержки. Поставленное Василием Медведевым на музыку Адольфа Адана па-де-де изобилует такими сложными, требующими мужской силы высокими поддержками, что за юного партнера было страшновато.

Трехдневная программа Гран-при оказалась не только разнообразной, но и поучительной. Юные конкурсанты воочию могли убедиться в том, чем классическая выучка способна обогатить современный танец, а чего «классику» без специальной подготовки достичь трудно. Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко привез в Северную столицу свои громкие премьеры последних сезонов – «Na Floresta» Начо Дуато (в 2011-м знаменитый испанец вступит в должность худрука балета Михайловского театра) и номинированные в этом году на «Золотую маску» балеты Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». Впервые видевшие эти спектакли петербуржцы приняли их восторженными овациями, а приехавшие на Гран-при москвичи не без удовольствия отметили очевидный прогресс. Наши обрели свободу и чувство стиля. Стиль – это нюансы. А нюансы – задача педагога-репетитора. Так что сопровождавшая московских артистов Людмила Шипулина принимала заслуженные поздравления.

Своего номинанта на «Золотую маску» в рамках проекта показала и труппа Михайловского театра. «Минорные сонаты» Доменико Скарлатти в постановке Славы Самодурова – первый опыт такого рода для михайловцев. Балет МАЛЕГОТа качественно изменился за последние годы (на «Золотую маску» в этот раз помимо «Минорных сонат» номинировано и «Лебединое озеро» в постановке Михаила Мессерера). Конечно, далеко не все трудности преодолены. Труппа только учится, но знаменитый во всем мире педагог, Мессерер, делает настоящие чудеса.

Финальной точкой программы стал гала-концерт «Посвящение Ролану Пети» с участием артистов Большого театра, Парижской и Римской опер. Забавно в контексте разговоров о русской классической школе (где балерина – центр вселенной) смотрелась череда знаменитых созданий французского хореографа. Собранные вместе, они как-то особенно яро кричали о том, что все зло в мире – от женщины. Но и этот концерт показал: в балетном мире все зло – от педагогов. Как и добро, если повезет. Если же не повезет, то зритель может увидеть нечто подобное тому, во что превратился, например, знаменитый дуэт «Морель и Сен-Лу» из балета «Пруст, или Перебои сердца». Едва ли не совершенное создание Ролана Пети, этот дуэт требует совершенного тела и совершенного исполнения. Состязавшиеся же в игре мышц Иван Васильев (Большой театр) и Бенджамин Пеш (Парижская опера) продемонстрировали нечто плохо отрепетированное и по амплуа обоим категорически противопоказанное. Забыв о том, что второе название дуэта «Борьба Ангелов», они предоставили зрителям любоваться «Борьбой сатиров».

Да, педагог, репетитор – зеркало для исполнителя. И если оно ему только льстит, получаются курьезы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
210
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
220
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
147
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
87

Другие новости