0
1289
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2011 00:00:00

За лоскутным одеялом важно не потерять мысль композитора

Тэги: царицыно, концерт, музыка


царицыно, концерт, музыка Печаль, веселье – все надо уметь передать в своей игре.
Фото с официального сайта Людгера Ломана

В концертной жизни московских усадеб произошел, похоже, качественный сдвиг – в минувшие выходные в атриуме Хлебного дома в Царицыне играл Людгер Ломан. Не знаю, отдавали ли себе слушатели (а это были в основном любители, профессионалы пошли на другой концерт Ломана, в собор на Малой Грузинской) отчет в том, что для них играл один из самых авторитетных органистов современности, но отклик (вот она, сила талантливых музыкантов!) определенно был – слушатели после концерта живо обсуждали услышанное. Может быть, после выступлений таких именитых музыкантов залы московских усадеб – а среди них есть и роскошные площадки – заживут другой жизнью и смогут привлечь внимание не только жителей соседних домов? После концерта корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала Людгеру ЛОМАНУ несколько вопросов.

– Вы уже не в первый раз выступаете в России. Играете только в столицах?

– Нет, я выступал и в Самаре, Челябинске, Красноярске.

– Как вы оцениваете органный зал в Челябинске? Там непростая ситуация сложилась.

– Вы знаете, там очень хороший инструмент. Я думаю, среди всех органов, что были построены в Советском Союзе, он был самым лучшим. Да и сам зал очень симпатичный.

– У вас есть место в церкви или вы ведете только концертную деятельность?

– Я 25 лет играл в церкви, в католическом соборе в Штутгарте, но потом объем моей работы свелся в минимуму и я прекратил.

– Существует ли сейчас понятие органной школы – скажем, французской, немецкой?

– Да. Есть такие понятия. Но их значение постепенно теряется. Дело в том, что мир открыт, и молодые органисты не замыкаются в своей стране, они много ездят, знакомятся со всем спектром национальных школ, участвуют в мастер-классах самых разных педагогов. Так что сегодня можно скорее говорить об интернациональной школе.

– Глобализация?

– Да, именно. Если говорить конкретно, то у меня есть пара очень забавных примеров. Скажем, специфические вещи: во французской традиции есть определенные правила исполнения рубато в сочинениях позднеромантического периода. Так вот, когда я преподаю на мастер-классах, я, немец, объясняю это студентам из Франции. Это говорит о том, что новое поколение педагогов там этому уже не учит.

– В вашем классе в Штутгарте много иностранных студентов (Ломан превратил школу в настоящую мекку органистов. – «НГ»). Вы чувствуете разницу между ребятами из стран, где органная культура – часть традиции, и остальными, скажем, россиянами?

– И эти различия стираются. Последние двадцать лет, когда Россия интегрирована в мировые процессы, исполнители тоже не замкнуты в своем мире, они имеют возможность познакомиться с интернациональной сценой. Российские органисты, которые приезжают в Европу, в частности ко мне, очень хорошо образованны. Например, на вступительных экзаменах бывает так, что студент из России играет намного лучше, чем тот, кто учился где-нибудь в маленькой деревушке в Германии. И не только в отношении техники, но и в стилистическом. И из азиатских стран, где традиции органного исполнения еще моложе, чем в России, приезжают тоже очень хорошо образованные люди.

– В органном искусстве тоже существуют понятия аутентичного и современного стилей?

– Я думаю, не в такой степени, как у пианистов или струнников. Орган по своей природе исторический инструмент, соответственно у исполнителей – историческое сознание. В случае с фортепиано это не совсем так. Пианисты играют на инструменте, который был сформирован в конце XIX века, и они, допустим, играют Баха в манере конца XIX века. Я тоже однажды исполнял Баха на органе конца XIX века, но все равно попытался в звуковом и эстетическом отношениях играть в исторической манере.

– Современные органы – они лучше старых или другие?

– Опасный вопрос. Я бы сказал, конечно, они другие. Но и этот ответ не совсем правильный. Многие органы, которые были созданы сегодня, пытаются имитировать исторические инструменты. И эти копии делают, ориентируясь на лучшие исторические инструменты. И вот в этом смысле они лучше, к тому же технически они более совершенные. Но музыкально они не так интересны, и поэтому они все-таки хуже (смеется).

– А что для вас значит «музыкально интересные»?

– Это непросто определить. Это в первую очередь касается физических и метафизических свойств звука: живет ли он в трубах, как в старинных органах, или он стерильный, как в современных. Когда играешь на старом органе, все время должен заботиться о том моменте, когда после прикосновения к клавише воздух идет в трубу. Так как эти органы технически не идеальные, воздух может и закапризничать, «заклокотать». Вот этот момент прикосновения к клавише – он особенный для исполнителя, он сам при помощи пальцев творит звучание. А у современных инструментов звук очень стабильный.

– Один московский критик написал однажды, что на современном органе слушатель никогда не поймет, играет органист или его парикмахер. По звучанию, конечно.

– Да, так может быть, когда соединение между клавишей и трубой электрическое. Но сейчас органы строят по механическому принципу.

– Один российский органист рассказывал мне о случае, когда он вместе с Гийю был на концерте немецкого органиста. Тот играл Баха и в течение всей пьесы ни разу не сменил регистровку. Только ближе к концу сделал незначительное изменение. Гийю в этот момент шумно выдохнул – дескать, наконец-то. Существуют какие-то традиции или правила регистровки?

– Ну, Гийю как раз относится к тем мастерам, которые обожают «цветастую» регистровку, буквально на каждой фразе что-то меняют. Но, на мой взгляд, важнее донести содержание, смысл, некое высказывание, причем высказывание композитора, а не интерпретатора. Я лично всегда отдаю приоритет композитору. Нет, жестких правил регистровки не существует, есть основы, а дальше каждый исполнитель решает сам.

– Вы принципиально обходитесь без ассистента?

– Это зависит от сочинения. Но должен сказать, что предпочитаю обходиться своими силами. С ассистентом играю процентов двадцать.

– А как вы вообще стали органистом?

– Да случайно. Я в детстве занимался на фортепиано, но моя учительница умерла. Альтернативы не было, и я некоторое время вообще ничего не делал. А потом я случайно – через друзей моих родителей – познакомился с органом и был, естественно, под большим впечатлением. Такая машина грандиозная! Мне было двенадцать лет. Потом, когда все-таки встал вопрос о том, что надо дальше заниматься музыкой, мама меня спросила: «Может быть, хочешь на том инструменте играть? Он тебе понравился вроде», я сразу ответил «Да!». Вот так я и стал органистом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
908
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1223
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
946
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
783

Другие новости