Светлана Тихановская полагает, что люстрация чиновников из аппарата действующего президента Белоруссии изменит будущее страны. Фото Reuters
Офис Светланы Тихановской представил для обсуждения Концепцию люстрации для Белоруссии. Предлагается механизм ограничения доступа к государственной службе для представителей нынешней власти. Политические эмигранты должны обсудить, насколько он кажется им справедливым. Между тем эксперты Центра новых идей, подготовившие доклад о возможном транзите власти в Белоруссии, говорят, что у оппозиции есть шансы только при условии активной включенности в этот процесс Запада.
Глава Объединенного переходного кабинета Светлана Тихановская предложила представителям белорусской политической эмиграции увлекательное занятие – обсудить Концепцию люстрации. Telegram-канал лидера оппозиции сообщает: «Офис Светланы Тихановской предлагает общественную дискуссию о Концепции люстрации – документе, который учитывает масштаб репрессий, отсутствие независимого правосудия и угрозу авторитарного реванша».
Авторы этого документа прежде всего определили временные рамки, которые находятся в центре их внимания. Первый период деятельности чиновников, подлежащих люстрационной проверке, – это еще времена советской власти: с 1 января 1919 года до 26 декабря 1991-го. А второй назван временем «авторитарного правления».
В документе отмечается: «Ключевым моментом, определяющим начало этого периода, стало распоряжение президента Республики Беларусь от 29 декабря 1995 года о соблюдении норм президентских указов». Этим распоряжением кабинету министров и другим государственным органам предписывалось обеспечить безусловное выполнение перечисленных в распоряжении указов президента, которые рассматривались Конституционным судом и были признаны полностью или частично не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь.
Люстрация призвана создать механизм ограничения доступа к государственной службе для представителей нынешней элиты. Однако авторы документа выбрали подход, который не предполагает тотальной проверки всех и каждого на благонадежность. Имеется в виду, что граждане, претендующие на занятие некоего поста в системе власти, должны для этого пройти всестороннюю проверку.
Речь идет о следующих должностях: судьи; сотрудники исправительных учреждений, силовых структур и органов госбезопасности; высшие и средние офицеры вооруженных сил; должностные лица исполнительной власти; ректоры, их заместители и деканы государственных вузов; руководители, главные редакторы, редакторы отделов государственных СМИ и их заместители; члены ЦИК, председатели, их замы и секретари территориальных и участковых избиркомов; депутаты парламента; конечно, непосредственно президент. Ну, и сами лица, проводящие люстрацию.
Список соратники Тихановской составили внушительный. Правда, они подчеркивают, что отказались от запретительной люстрации, которая распространялась бы вообще на всех чиновников, работавших в системе Александра Лукашенко. И надо думать, не из гуманизма, а просто исходя из понимания, что тогда пришлось бы отсечь вообще всех подготовленных управленцев. Последним придется, в случае желания занять ту или иную должность, заполнять соответствующую декларацию. А уж соответствие ее пунктов действительности и намерены проверять люстраторы.
Советник Тихановской по правовым вопросам Леонид Морозов на одном из оппозиционных интернет-ресурсов поясняет: «Модель самодекларирования была выбрана после анализа опыта стран-соседок и практики Европейского суда по правам человека. Жесткие запретительные меры часто приводят к нарушениям международных стандартов. К тому же, если говорить о запретительной модели, она применима, когда понятна группа, которая будет подвергнута люстрации».
Для проведения люстрации предполагается создать особую структуру – Институт национальной памяти (ИНП). Морозов отмечает: «Это следующий этап всей концепции переходной справедливости. Мы начали работу над этим блоком, но он требует времени. Вначале нужно решить, по каким принципам мы хотим жить. Также стоит иметь в виду, что ИНП, помимо люстрации, будет иметь полномочия и в вопросах компенсации вреда жертвам, и в работе с исторической памятью. Люстрация – это лишь одна из функций такого института».
Между тем параллельно началу дискуссии вокруг Концепции люстрации аналитическая группа Центр новых идей опубликовала доклад, в котором рассматриваются сценарии возможного транзита власти. Основатель центра Григорий Астапеня так объяснил актуальность исследования на одном из оппозиционных ресурсов: «Очевидно, что Лукашенко хотел бы править как можно дольше. Но с другой стороны, его действия – создание Всебелорусского народного собрания, участившиеся разговоры, что «надо мне уже уходить», – свидетельствуют: эта тема стоит на повестке дня».
Среди тех, кто, по мнению исследователей, будет играть значимую роль в возможном транзите, они называют имена первого вице-премьера Николая Снопкова, премьер-министра Александра Турчина, главы президентской администрации Дмитрия Крутого и даже сыновей президента. Между тем эксперт отмечает, что представитель силового блока вряд ли сможет претендовать на власть. Астапеня подчеркивает: «Важно смотреть в том числе на существующую сейчас иерархию, в которой силовики находятся чуть ниже, чем руководители правительства и президентской администрации. В логике, когда власть переходит сверху вниз, первая ступенька – это не силовики».
Характерно, что в исследовании вообще не идет речи об оппозиции. Комментируя этот момент, Астапеня отмечает: «Главным, можно сказать единственным, рычагом демократов будет Запад. Если, конечно, он захочет, чтобы оппозиция имела хоть какие-то возможности для участия в политической жизни Беларуси, то, наверное, сможет влиять на правящий класс».