Итальянский актер Феруччо Солери играет роль Арлекина в спектакле Стрелера «Арлекин – слуга двух господ» без малого полвека! Восьмидесятилетний актер долгое время никому не отдавал эту роль, но сегодня, 13 октября, на сцене Театра Российской армии ее исполнит Энрико Бонавера. Об Арлекине, Стрелере и вечной молодости с Феруччо Солери поговорил корреспондент «НГ» Алексей Филиппов.
– Вы уже почти 50 лет исполняете роль Арлекина. За это время постановка несколько раз изменялась, что осталось от оригинальной постановки Стрелера? Много ли изменилось?
– Разница между первой постановкой и последней заключается в том, что во втором варианте Стрелер установил на сцене подмостки, на которых разворачивался спектакль. Он сделал театр в театре: актеры, сходя с подмостков, остаются на сцене, но продолжают жить своей жизнью – и получалась двойная игра. Кроме этого, изменялись только декорации и костюмы.
– Были ли какие-то изменения в вашей роли?
– Нет, в роли ничего не менялось. Но какие-то импровизации у нас получались во время репетиции. Если они были успешными, Стрелер их фиксировал и делал частью спектакля. Но только во время репетиций, никогда во время самого спектакля.
– А за последние десять лет, уже после смерти Стрелера? Ведь понятно, что с годами играть эту сложную, физически даже сложную, роль становилось не проще?
– Нет, только изменялись декорации. В зависимости от театра, где будем выступать, мы берем те или иные декорации.
– Уже несколько лет говорят о том, что есть дублер на роль Арлекина, но вы с этой ролью не расстаетесь, она особенно вам дорога. Можно сказать, что она придает вам сил, продлевает молодость?
– Мне придает жизненные силы подготовка к выходу на сцену: гимнастические упражнения по часу в день.
– Исполняя роль Арлекина, вы когда-то сменили великого Марчелло Моретти, а теперь вас сменит молодой актер Энрико Бонавера. Что вы можете о нем сказать: это хороший актер?..
– Да, это хороший актер.
– ┘и что он может привнести в эту роль?
– Надеюсь, что ничего. Мы не должны менять то, что сделал Стрелер.
– Ни Моретти, ни Солери, ни Бонавера не должны изменять сочиненного Стрелером?
– Да, конечно. Хотя я что-то изменил в том, как роль играл Моретти. Но это было еще при жизни Стрелера. Все акробатические трюки привнес я, но все это было при жизни Стрелера.