0
1404
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2011 00:00:00

Сто к одному

Тэги: музыка, фестиваль, концерт


музыка, фестиваль, концерт Иван Рудин, внимательный к музыке.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Ars Longa

Заключительный концерт XI фестиваля Ars Longa оказался, пожалуй, одним из самых ярких за всю историю фестиваля, его героем стал дирижер Александр Лазарев.

Этот фестиваль придумал и организовал выпускник Московской консерватории Иван Рудин, и ставка в нем делалась на искусство молодых, но под патронатом мэтров: сыну виолончелиста и дирижера Александра Рудина было проще, чем другим, обратиться к Юрию Башмету или к собственному папе, а те, в свою очередь, как люди увлеченные и открытые всему новому, с удовольствием поддерживали начинание молодежи.

Согласие Александра Лазарева принять участие в фестивале и, как следствие, под завязку забитый Большой зал консерватории добавляют имени Ars Longa солидности.

Программа была выбрана нетривиальная: в первом отделении Иван Рудин исполнил Второй концерт Чайковского, во втором прозвучала Вторая симфония Сибелиуса. Статус идеолога и худрука фестиваля, конечно, позволяет Ивану Рудину выступать в качестве солиста. Но все же стоит признать, что как организатор он состоялся в большей степени. Может, старшие друзья и соглашаются выступить в концертах фестиваля, но навряд ли они продумывают программы или, того больше, бегают в поисках спонсоров. Стой этим вечером за пультом дирижер менее опытный или талантливый, и исполнение концерта Чайковского было бы не более чем обыденным и скучным. Особенно учитывая, что оркестр «Новая Россия» – коллектив, очень зависящий от того, кто им управляет. Под палочку Лазарева он превратился в единый, пусть и состоящий из ста винтиков механизм. Слушателя накрыла страстная волна первой части, элегический романс средней захватил кантиленой, бравурный финал окончился шквалом заслуженных оваций.

Во Второй симфонии Сибелиуса – сочинении крайне сложном и для оркестра, и для слушателя – обозреватель «НГ» наконец услышал качество оркестровой игры, которое хотелось бы слышать всегда: значит, не все так безнадежно в наших оркестрах. У Сибелиуса непростой звуковой мир: он словно овеян пустыми и холодными пространствами северных стран, его оркестр – словно пронизывающий ледяной ветер, совсем не «благозвучный» в общепринятом понимании, и тем он и прекрасен. Но тем и опасен, ибо воздействует напрямую: одна слушательница сзади не выдержала, обронив, что сегодня у нее был слишком сложный день для подобной музыки. Для оркестра и дирижера это тоже испытание: во-первых, здесь крайне важна духовая группа, во-вторых – слишком рыхлая форма, которая может на глазах «рассыпаться» и сломать тем самым целое. Но все острые углы и узкие места музыканты счастливо обошли: пасторальное начало сменилось порывами сонатного аллегро, медленная часть, где разворачивается настоящая драма, стала, как и полагается, центром симфонии, макабрический вихрь скерцо привел к финалу с ликующей кодой. А исполнение «Грустного вальса» с потрясающим пиано и необыкновенно гибкими переходами от лирической темы к игривой иначе как восхитительным и не назовешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
380
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
352
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
424
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
316

Другие новости