0
2359
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2011 00:00:00

Тамерлан дошел до Москвы

Тэги: театр, опера, премьера


Московская филармония отпраздновала 7 ноября музыкой однофамильцев – Петра и Александра Чайковских. Пусть теперь не красный день календаря, но все равно для многих нерядовая дата, так что Концертный зал имени Чайковского был полон: арии из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» всегда пользуются популярностью, а кроме них в афише значилась московская премьера современной оперы - «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского.

Петр Ильич, при всем пиетете перед классиком, оказался в этот вечер на втором месте. Нет, пели и играли его хорошо. Обладатель породистого баритонового голоса (в Москве чаще выступающий в другой привычной для себя роли советника президента по культуре) Юрий Лаптев показал целую галерею характерных образов: пресыщенный жизнью Онегин, зловещий в «Балладе» и игривый в «Песенке» Томский из «Пиковой дамы», ученый-мистик Эбн-Хакиа из «Иоланты», герой-любовник в «Серенаде Дон-Жуана». Антологию оперного творчества П.Чайковского дополнили Ариозо Лизы и Ария Иоланты в исполнении солистки Большого театра Елены Зеленской. Им чутко аккомпанировал оркестр Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.

Но уже после первых тактов «Легенды о граде Ельце» - тревожно пульсирующих аккордов, вводящих в предгрозовую атмосферу грядущей трагедии, – мир романтических грез «старшего» Чайковского был забыт.

Как оказалось, исторический сюжет – сожжение Ельца эмиром Тамерланом – еще как может захватить. Тем более что композитору вместе с либреттистами, Николаем Карасиком и Радомирой Ползуновой, удалось связать далекое прошлое с недавним. В Прологе и Эпилоге речь идет о событиях Великой отечественной войны: по приказу Сталина группа археологов приехала вскрыть могилу Тамерлана в Самарканде, проигнорировав предание, что с потревоженными останками выйдет на землю дух войны. Случилось это, между прочим, 22 июня 1941 года... А главные события развернулись в XIV веке, когда Тамерлан по дороге в Москву сжег Елец. Лишь заступничество Богородицы, видение которой посещает грозного полководца, заставило его отступить на Восток.

Оперы у нас пишутся нечасто, особенно – по заказу, а тут идея воплотить кровавые страницы истории в опере пришла двум дамам – замглавы администрации Липецкой области Людмиле Кураковой и директору Липецкой областной филармонии Наталье Мекаевой (Елец входит в Липецкую область), они-то и сделали предложение Чайковскому. Александр Владимирович согласился.

Слушалась опера с неослабевающим вниманием, и то, что на сцене - князья, царь, митрополит – как бы связывало новое сочинение с известными классическими образцами. Валерий Полянский и его команда многофигурную оперу (14 действующих лиц, хор) проработали досконально: почти все певцы пели наизусть, что позволяло им убедительно «играть» своих героев: бесстрашного патриота Федора Елецкого (Олег Долгов, солист Госкапеллы), колоритного злодея Тамерлана (Сергей Топтыгин из «Геликон-оперы»), прелестницу Чолпан (Татьяна Федотова из Камерного театра им. Покровского). Единственное пожелание, скорее, к организаторам. Хотя дикция у певцов была отменная, но иногда сам тип мелодики или оркестровая фактура не позволяли расслышать полностью текст: было бы неплохо позаботиться о зрителях и любые показы опер в концертном исполнении (тем более – современные) давать с бегущей строкой. Тогда бы «знаменитые» филармонические старушки не уходили с представления.

Мировая премьера оперы состоялась минувшим летом в самом Ельце – на открытом воздухе на берегу речки Быстрой Сосны, в роскошных исторических костюмах и эффектно-красивой постановке Георгия Исаакяна. Крестный ход с хоругвями и иконой, сеча с татарами, где участвовали воины и даже конница из исторических клубов, - всё воспринималось как ожившие страницы истории. В московской версии ограничились видеонарезкой кадров из этой постановки. Было не так зрелищно, но – утешая публику - не отвлекаясь на визуальные эффекты, можно было оценить, как точно прорисованы музыкальные характеры и ситуации, с их психологической подоплекой и не придуманным патриотическим пафосом. Действие у Чайковского развивается динамично и контрастно, скорее, по законам киномонтажа, чем театра.

Кстати, была и официальная часть. В Москву из Липец и Ельца приехала целая делегация – поболеть за свое детище и за ставших уже национальными героями композитора, режиссера и дирижера. Перед началом оперы со сцены было сказано, что спектакль собираются повторить и даже сделать ее «брендом» Ельца. Неожиданно – для нашего-то времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
628
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
371
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2427
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1899

Другие новости