0
983
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2011 00:00:00

Заострилась

Тэги: манеж, выставка, фотография


манеж, выставка, фотография В фокусе – Диана Вишнева.
Фото предоставлено пресс-службой МДФ

Конкурс Московского дома фотографии, нацеленный на создание фотолетописи современной Москвы и на поиск новых фотографов, по традиции «копает» в трех направлениях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Авторы не подписаны, хотя иногда их нетрудно угадать, – только название серии и номер. Из присланных 12 тыс. заявок отобрали 5 тыс., 1 тыс. из них теперь в Манеже и ждет голосования за приз зрительских симпатий, поскольку жюри уже собиралось и главных победителей знает – их огласят в конце января. Каждый раз обычно бывает урожайным на одну номинацию, другая же оказывается провальной – так и сейчас.

Многие из года в год наблюдающие «Камеру», то и дело сетуют на беспроблемность московской фотохроники. Поскольку конфликтами у нас второй год пестрят последние листы календаря – впрочем, может, и не в связи с этим, – дедлайн приема заявок отодвинули аж до 7 декабря. Остроты добавилось – утомительно-длинную вереницу неравноценных репортажей встряхивают снимки с митингов, сами по себе то кричащие, то молчаливые, но с людьми, не намеренными лишаться права голоса. «События» стали главной конкурсной линией.

Большой Каменный мост и Болотную с наводнившими их протестующми объектив «рыбий глаз» превращает то в полукружие, то в круг. Тут пол-Москвы или полвселенной? Фото агентства «Ридус» давно разошлись по СМИ, но снова впечатляют. Снимки «Акции 31» лаконизмом композиции походят на плакат: из толпы выделяется один, сложивший ладони рупором, или вот поверх фуражек полицейских тянется рука с листком «31». Показали Тихонова–Хасис в зале суда. Вспомнили Манежную, «Русский марш» и «Левый фронт». Понаблюдали за очередью к поясу Богородицы. «Реанимировали» смог 2010-го – зачем, непонятно, уж сколько им надышались на прошлом конкурсе. Наконец, фокус повседневности навели на «гаражистов» – тут речь именно о срежиссированной серии с главками-эпизодами об эдакой субкультуре. Маленькие люди большого города и в шахматы играют на шине, и на крышах загорают, и Путин у них по TВ идет непрерывным фоном. А еще, раз будни немыслимы без рекламы, нате вам «Все проходит, и это пройдет» с Пушкиным на фоне киноафиши «Москва, я люблю тебя» или постера «Отказаться быть первым? Не дождетесь!». Наше всё на фоне всего нашего.

«Камера» давно обрисовала круг сюжетов, без которых – с поправкой на дату и антураж – не обходится ни один год. Кстати, несмотря на поиск молодых, именитые фотографы «Серебряную камеру» не оставляют – скажем, Георгий Первов с завидным постоянством поставляет сюда серии с «расширением» totalrealism. Так вот, темы прежние. Социальные язвы воспалены – ветераны, которых остается все меньше, старики в хосписах и дети в реабилитационных центрах. Другая, параллельная жизнь идет своим чередом – на бульварах отрывается молодежь (к счастью, на сей раз обошлось без набивших оскомину оголтелых выпускников), в метро втискиваются уставшие до агрессии серые лица, по квартирам кучкуется богема, в муках рожают в роддомах, испытывают космическую технику в лабораториях, ходят на парады 9 Мая. Все это существует в окружении больших, как новый grand art, поданных строек – попутно бросив взгляд на архитектуру прошлого, а оттуда на трудно отличимые друг от друга окраины.

С «Архитектурой», в общем, совсем тоскливо. Обшарпанный и заиндевелый «Город ЗИЛ», снятые a la панорамы Александра Гронского виды замкадья, сюда вкрапляется конструктивизм Мельникова, и глядит укором лужковской архитектуре цикл «Склады внеземных цивилизаций». Появился Большой зал консерватории перед открытием – логично бы продолжить Большим театром, но его не видно. Есть эстетская «Подземная Москва» со всякими малоприятными туннелями, подсвеченными и снятыми, будто для голливудского блокбастера. Наконец, имеется «Забытое кольцо Москвы», а там фронтально увиденный ДК «Железнодорожник» – похоже глядел на кинотеатры обладатель прошлогоднего спецприза Леонид Комиссаров, а до него архитектуру снимал Влад Ефимов. Но нового кирпича в стену «Архитектуры» не положили.

В «Лицах» запомнится в первую очередь одно – с «необщим выраженьем». Прощающийся с Таганкой Юрий Любимов – лицо с чувством собственного достоинства. «Людей теряют только раз┘» – тут не первый, но видно, уже последний. Еще, пожалуй, «Московское закулисье мирового балета» с экспрессией пластики, которая передается экспрессии ракурсов. И цикл «СССР–Москва», на одну доску поставивший скульптурные головы фонтана ВДНХ и представительниц республик, работающих сегодня в Москве. Далекое эхо знаменитого проекта «Люди XX столетия», в котором в начале прошлого века немец Август Зандер искал архетипы сограждан.

Вроде бы акценты расставлены, но их не так уж много для экспозиции в тысячу единиц. Недостает новых сюжетов, еще больше – нового вИдения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
892
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
807
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
752
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
1017

Другие новости