0
1349
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2012 00:00:00

Свет в конце коллектора

Тэги: инновация, премия


инновация, премия Свет у Бродского найдется и в подземелье.
Фото автора

В Центре дизайна ARTPLAY прошла церемония награждения Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». Премиальный фонд вырос вдвое, половина его – государственные средства, другая – спонсорские. Поздравляли победителей и помянули ушедшего на прошлой неделе художника Эдуарда Штейнберга.

На этот раз ставившие церемонию Андрей Сильвестров и Степан Лукьянов сыграли на контрасте. Фоном к классической музыкальной линии (композитор – Ираида Юсупова) стали герои «подтанцовки» в белых комбинезонах с капюшонами, расставленные рядами один над другим между оконными рамами огромного зала. Певцы на манер оперных арий объявляли названия номинаций, а выход лауреата на сцену сопровождался речитативом веселых человечков за стеклом: «Выбрали тебя!» Современное искусство комикует само над собой – вроде о серьезном поют, прочувствованно так, а оказывается, это название конкурсной позиции – да еще и с «подергиваниями» белых персонажей, прикид которых отчасти напоминал костюм презерватива, в котором Артемий Троицкий был на митинге на проспекте Сахарова.

Ведущие вечера Айдан Салахова и главред «Большого города» Филипп Дзядко тоже выступали на контрасте. Дзядко, человек умный и тонкий, получил отчего-то роль простака с мороза, все допытывавшегося у искушенной Айдан, что же такое это современное искусство, – весьма неизощренный сценарный ход. Впрочем, начал он с того, что в contemporary art он не специалист, а волнует его судьба Pussy Riot. И это правда – если бы Pussy выступили раньше, могли бы и они попасть в список «инновационных» претендентов.

Вне конкурса «За творческий вклад в развитие современного искусства» поблагодарили 600 тыс. руб. концептуалистов Игоря Макаревича и Елену Елагину, а приз и диплом «За поддержку современного искусства» унес неизменно сияющий Зураб Церетели. А так – сюрпризов нынешняя «Инновация», в общем, не принесла. Основная интрига развернулась в двух самых сильных номинациях: в главной – «Произведение визуального искусства» (800 тыс. руб.), и в категории «Кураторский проект» (500 тыс. руб.). И там и там подобрался мощный состав работ, но победили мэтры. В первом случае – Александр Бродский, превративший бывший коллектор в поэтическое пространство. «Здорово получать премию за работу, которой уже не существует в природе. Ответственности меньше», – прокомментировал художник. Его «Цистерна» просуществовала неделю официально и еще столько же неофициально. А куратором года стал Виктор Мизиано, сделавший в Московском музее современного искусства выставку о проблемах коммуникации («Невозможное сообщество»). Проект был сложный и с актуальным сюжетом, к тому же, очевидно, премия – поощрение именитому культуртрегеру, не балующему Москву своими кураторскими усилиями. Хотя в смысле новаторства с ним бы поспорили, например, Марина Звягинцева и Юрий Самодуров – их «Спальный район. Открытый урок» принес актуальное искусство на окраину города, в Центр образования № 109, знаменитую школу Ямбурга.

Позиция «Теория. Критика. Искусствознание» тоже выдала ярких конкурентов, и тут 500 тыс. руб. забрал Андрей Фоменко за монографию «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства». А сразу два спецприза, среди которых площадка ARTPLAY для нового проекта, получила Ольга Шишко за посвященный видеоарту каталог-исследование «Расширенное кино». Лучшим «Региональным проектом» (400 тыс. руб.) назвали «Анклав», показанный Евой Гожондек, Стахом Шабловски, Ириной Чесноковой и Евгением Уманским в Калининграде и в Варшаве.

«Новая генерация» (200 тыс. руб.) нашла героиню в лице Таус Махачевой, у которой в видео «Быстрые и неистовые» разъезжают джипы (современная реальность) в красивых звериных шкурах.

«Инновация» на этот раз прошла тихо. Впрочем, импульс, данный прошлогодними баталиями вокруг номинации и награды группе «Война», и интерес к конкурсу подогрел, и рейтинг его повысил – здесь стоит добавить, что, вероятно, выставку лауреатов покажут в Лондоне. Страсти улеглись. В тот раз начали вдруг открещиваться от причастности государства к премии, из каталога пропало привычное вступительное слово министра культуры. Теперь слово это возвращено на прежнее место, а генеральный директор Государственного центра современного искусства (соучредителя премии) и председатель ее оргкомитета Михаил Миндлин поблагодарил Минкульт, что тот «несмотря ни на что» поддерживал «Инновацию» все эти годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1209
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
923
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1109
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
724

Другие новости