0
2761
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2012 00:00:00

Валерий Фокин: "Не надо в театре пытаться все сразу взорвать"

Тэги: театр, традиции, валерий фокин


театр, традиции, валерий фокин Валерий Фокин: «Есть вопросы, много острых...»
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Некоторое время тому назад худрук петербургского Александринского театра и московского Центра имени Вс.Мейерхольда Валерий ФОКИН возглавил Режиссерскую гильдию Союза театральных деятелей России. О том, зачем ему вдруг понадобилась еще и эта общественная нагрузка и что может, а что должна сделать эта гильдия, Валерий Фокин рассказал корреспонденту «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ.

– Валерий Владимирович, я бы начал с того, что на протяжении многих лет СТД как организация у вас не вызывала особых добрых чувств. Раз вы занялись гильдией, значит, увидели здесь что-то такое, что интересно и нужно и режиссерскому цеху, и вам лично. Что именно?

– Сначала после отъезда из России Анатолия Васильева, потом после очень печального ухода из жизни Романа Козака, который много энергии вложил в гильдию, заняться этой историей меня подвигло то, что, я считаю, сегодня проблемы и вопросы с режиссерским цехом стоят очень остро. Они всегда были, и это понятно, режиссеры разобщены – это в силу профессии. Вообще непонятно, сколько нас есть в России. Сколько режиссеров действующих, кто работает, как работает, как происходит миграция – ничего этого понять нельзя. Во-первых, это нужно как-то упорядочить. Во-вторых, очень важно, организовав это содружество режиссеров, решить целый ряд организационных и творческо-организационных вопросов, чтобы укрепить статус режиссера. А сегодня это очень больной вопрос, особенно в провинции, – из-за всевластия директоров, из-за вступившего в силу 83-го федерального закона режиссеры оказались бесправны. С ними расторгают договоры, потому что директору нужна касса, а режиссеры не делают кассы. Это – очень больной вопрос. В некоторых регионах вдруг возникают конфликты с местным начальством и снова – режиссеры и руководители театров не защищены, следовательно, нужна юридическая поддержка, защита, которую мы собираемся организовать. Еще один острый вопрос связан с молодыми режиссерами, одним нужно помочь дебютировать и просто помочь с трудоустройством. Хотя сейчас стало очень модно заниматься с молодежью, даже можно говорить о некоторой крайности в этом, раньше не давали дорогу молодым, а теперь такое ощущение, что если тебе не 16 лет, как Гайдару, то отойди в сторону... Мы вообще такая страна, что не можем поймать золотую середину. Но тем не менее помогать молодым режиссерам определиться с их творческими желаниями нужно, наверное, не всем, а тем, кого советуют люди достаточно авторитетные. А в гильдии – разные режиссеры есть, это важно, тут и Женовач, и Серебренников, и Гацалов... Мы сейчас сделали сайт, регистрация на этом сайте уже означает включение, принятие в гильдию. Условие – иметь три поставленных спектакля. И иметь образование. Годовой взнос мы сделали – 3 тысячи рублей, небольшой, а режиссеры до 30 и от этого освобождаются. В провинции и 3 тысячи рублей – цифра большая. На сайте мы повесили наш проект договора с театрами для режиссера, мне кажется, что он юридически прописан, там и права, и обязанности. И будет организована юридическая служба, чтобы режиссер мог обратиться за помощью и получить ее. Некая электронная биржа создается, где режиссеры могут высказать свои творческие желания, а театры – увидеть эти предложения молодых и не только молодых режиссеров.

– А с авторским правом что? Свежая история – Тверской суд Москвы, правда, отклонил иск – с Большого театра и с Дмитрия Чернякова требовали за моральный ущерб после премьеры «Руслана и Людмилы». Режиссер же у нас не автор спектакля, следовательно, должен быть ближе к Глинке и всем другим авторам...

– Это – самый больной вопрос, который мы обсуждаем со специалистами: как сделать спектакль объектом авторского права. Кстати, во многих странах с этим ничего не получается, но сейчас мы вроде договорились со специалистами, при определенных условиях, при определенной конструкции, режиссерская партитура может стать объектом авторского права. У нас ведь сценографы имеют авторское право, и композиторы, и драматурги, а режиссеры – нет. Режиссер как бы такая вторичная профессия, исполнительская, что совсем не так, потому что в лучших случаях это сочинитель, автор спектакля.

На меня ведь тоже подавали в суд – за недоброкачественно выполненную услугу. Главная цель гильдии – когда-нибудь стать профсоюзом. Не надо ни в коем случае уходить из СТД. СТД – мощная организация и при всех ее проблемах ее нужно поддерживать и быть внутри нее. А стать профсоюзом просто нет денег и нечего это обсуждать. А обсуждать вопросы профессии можно и нужно, потому что сегодня теряется профессия, теряются ориентиры, я надеюсь, что гильдия тут тоже внесет лепту не только организационную, но и какую-то творческую. А с другой стороны, мы будем содействовать, чтобы новые режиссеры приходили в театры руководителями, потому что и это очень больной вопрос, хотя тоже не простой, но нужно в этом содействовать.

– Я не в смысле страха, что молодые все и всех снесут на своем пути, но режиссер, как ни крути, – профессия мировоззренческая и в ней очень важен опыт. Плохо, когда раньше режиссеров передерживали на вторых ролях, но не лучше, когда режиссеров с гитисовской скамьи тут же делают худруком. Тут опыт нужен, может быть, стажировки, ассистентуры при Фокине, при Женоваче, при Додине...

– Абсолютно с этим согласен. Такие стажировки очень нужны, но надо их грамотно организовать. Такой, как в бывшее советское время, институт повышения квалификации, он давал какую-то месячную практику, что все-таки мало. Идеально, чтобы у главного режиссера, действующего, интересного, были один-два таких стажера на год, на полтора, потому что на меньше не имеет смысла. Я думаю – это возможно в магистратуре, в Центре имени Мейерхольда, в том театральном центре, который мы сейчас строим в Петербурге на Фонтанке, где будет школа своя. Я надеюсь, выпуску, который сейчас будет в Центре Мейерхольда, мы уже сможем помочь где-то устроиться – есть пара способных людей, безусловно. Но на Фонтанке в Петербурге мы начнем именно с магистратуры, мы будем готовить режиссеров, технологов театральных, сценографов. Я думаю, эти магистранты главным образом будут работать с Андреем Могучим и со мной. Они будут при нас. У меня в театре Олег Еремин, молодой режиссер, со мной сделал несколько спектаклей. Сейчас уже самостоятельно в Театре имени Ленсовета поставил спектакль, в Омске. Думаю, каждый мастер должен проявить такую личную инициативу, ее же не навяжешь.

– Ясно, что капитализм не время для уравниловки. В провинции за спектакль режиссеру предложат копейки, а в Москве – сразу несколько тысяч долларов можно получить, особо себя не мучая. С каким-то регулированием ставок что можно сделать?

– Тут дело не только в ставках, есть группа молодых режиссеров, скажем, 30-летних, которые активно работают в провинции. Достаточно интересно работают и в общем не за деньги... Первоочередная задача в театре – контрактная система. Без нее работать очень трудно, в некоторых случаях – невозможно. Первый шаг, о котором договорились с Путиным на совещании с театральными деятелями в ноябре, о том, что будет возвращена как временная мера переаттестация. Это позволит кого-то перевести на срочный договор, с кем-то, может, расстаться, отправить на пенсию, кого-то перевести на разовую оплату. Это не спасение, но как временная мера – неплохо. Сразу шарахнуть контрактом завтра мы не можем. Люди не готовы, социальных гарантий нет – куда выкидывать? На улицу? Но постепенно нужно переходить на контракт. Я надеюсь, что так и будет, потому что, во-первых, есть соответствующее поручение премьера, а во-вторых, сейчас Министерство культуры вместе с Минюстом будут вносить поправку в Трудовой кодекс о введении этой аттестации – без такой поправки мы не можем ее начинать, суды мгновенно отфутболят и зарубят. Но аттестационная комиссия будет состоять на 80% из своих. Поэтому если в театре есть художественная воля у руководителя, который будет это проводить, и эта комиссия понимает необходимость преобразований – хорошо, а если нет – ничего и не изменится. Тут многое снова зависит от мудрости руководителя. Один артист может выйти на две минуты, но он очень важен своим присутствием на сцене этих двух минут. У меня были такие артисты в Александринке, один, к сожалению, недавно ушел, Рудольф Александрович Кульд, которого я очень любил. Он выходил лакеем в «Живом трупе», могильщиком в «Гамлете», но присутствие его было чрезвычайно важно... Это очень тонкий вопрос, и поэтому снова приходится возвращаться к тому, что руководителей театра нужно готовить, воспитывать – это особая профессия. Нужно иметь жесткую чуткость – одна рука жесткая, другая ласковая, нужна гибкость, которая с опытом, конечно, приходит. Если бы у меня не было опыта работы в Ермоловском театре, я вряд ли мог бы нормально существовать в Александринке. Там я часто поступал по сути правильно, а по форме, по тактике – очень грубо и прямолинейно. Поэтому в Школе театрального лидера, которая открылась в Центре имени Мейерхольда, я говорю, как это непросто: если прийти с желанием все взорвать, они сразу потерпят поражение. А вот внедриться, понять, кто уже ничего не помнит, а кто может вспомнить, со стариками диалог организовать, понять, от кого можно освободиться и освободиться, не имея еще при этом никаких юридических условий, – в этом искусство художественного руководителя.

– Как вы относитесь к недавним поправкам в приказ Минздравсоцразвития по поводу снятия квот для иностранцев в театрах?

– Меня это абсолютно не беспокоит, потому что у нас много своих хороших специалистов, я не очень понимаю, зачем мне везти гримера или режиссера по звуку из-за границы. Для музыкального театра, я понимаю, это важно, а в драме – не чувствительно абсолютно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1008
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
829
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
984
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
665

Другие новости