0
1814
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2014 16:59:00

Конкурентоспособность в действии

Тэги: самара, музыка, оркестр, филармония


самара, музыка, оркестр, филармония Фото сайта Самарской филармонии

Нельзя сказать, что гастроли региональных оркестров в Москве сегодня редкость. В 2000-х дорогу на «большую» столичную сцену открыл российским коллективам Фестиваль симфонических оркестров мира (к сожалению, так бесславно канувший в Лету): за семь лет в Колонном зале Дома Союзов играли музыканты из Новосибирска (на первом фестивале успел выступить легендарный Арнольд Кац!), Омска, Екатеринбурга, Саратова, Ярославля, Казани, Ростова-на-Дону. Пожалуй, то, что концепция фестиваля предполагала не только гастроли звезд с мировым именем, но и обязательное выступление российских оркестров, было одним из самых здравых и приятных решений оргкомитета. Кажется, тогда критики, возможно, скептически настроенные (снобистски признающие только Москву и Петербург), вдруг поняли, что и за пределами столиц существует музыкальное пространство довольно высокого качества. Иные российские оркестры оказались под стать лучшим московским, конкурентоспособность других оказалась налицо.

Впрочем, и директор Московской филармонии Алексей Шалашов всегда подчеркивает, что выступления региональных коллективов в Москве – стратегически важное направление в формировании репертуара. Как правило, каждый сезон по приглашению филармонии, Москву приезжают несколько симфонических оркестров. В этом году в числе гастролеров – Уральский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Филармонии Якутии SIMPHONICA ARTica, симфонический оркестр Республики Татарстан, симфонический оркестр Белгородской филармонии.

Совсем недавно в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт симфонического оркестра Самарской филармонии. Это коллектив с традициями, с легендарным прошлым – в этом году он отмечает 75-летие. Чтобы обозначить историческую миссию оркестра, достаточно сказать, что в 1942-м его музыканты приняли участие в первом исполнении знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича; в прошлом веке композиторы доверяли Самарскому филармоническому партитуры своих новых пьес, это и Георгий Свири-

дов, и Арам Хачатурян, и Тихон Хренников, Андрей Эшпай. Сергей Слонимский посвятил городу Самаре свою Пятую симфонию. С оркестром работали лучшие дирижеры и солисты – Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Владимир Крайнев, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Николай Петров, Святослав Рихтер, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Михаил Плетнев – всех не перечислишь.

Сейчас коллектив возглавляет дирижер Михаил Щербаков, прошедший со своими музыкантами самое нелегкое для современной России время – он начал свою работу в Самаре в 1991 году, когда музыкантское дело обесценилось. Тем не менее, за эти годы он сумел сохранить главное – профессиональное отношение музыкантов к своей работе. Самое качество оркестровой игры убеждает в том, что не все так плохо в провинции, как порой рисует воображение критика. А по отношению к своей работе самарские гости, пожалуй, могли бы стать примером для некоторых московских коллективов. И дело не только в том, что гастроли в Москве повышают градус ответственности (но ведь и добавляют волнения), а в степени концентрации, собранности, внимания к дирижерскому жесту, умению слушать и слышать друг друга. Отметим, кстати, что в Москве оркестр не выступал с 2001 года, для многих молодых музыкантов это было первое выступление в столице.

Для абонемента «Симфонические шлягеры» Михаил Щербаков подготовил программу русской музыки: симфоническая поэма Скрябина «Мечты», Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада». В «Мечтах» - первом сочинении Скрябина для симфонического оркестра – чувствовалась и связь с чувственной романтической традицией, с одной стороны, с другой – в экстатических кульминациях звучал будущий композитор-революционер. В концерте Рахманинова солировал пианист Александр Гиндин – исполнитель-виртуоз, исповедующий традиции русской фортепианной школы; и по тому, насколько свободно чувствовали себя и пианист, и оркестр, можно говорить о высоком качестве ансамбля – пусть накануне и прошла «генеральная репетиция» концерта в Самаре, где сыграли ту же программу. В «Шехеразаде», возможно, не хватило красочности, или смелости, хотелось добывать изысканности ориентальной причудливости первых частей, безудержной энергии последней. Но вот фактурные пласты, когда даже на форме слышно взаимодействие тематических комплексов, тембровые переклички, наконец, целостность и выстроенность формы всего цикла оркестру, безусловно, удались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1565
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1142
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1309
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1375

Другие новости