0
7210
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2016 00:01:00

1968-й не состоялся

Тэги: театр, опера, премьера, манон леско, андрейс жагарс, рейнис сухановс


театр, опера, премьера, манон леско, андрейс жагарс, рейнис сухановс Роковой для Манон момент. Фото Михаила Логвинова предоставлено пресс-службой театра

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера оперы Массне «Манон». Этот сюжет полюбился московским импресарио: в афише этого театра уже есть одноименный балет, а опера Пуччини «Манон Леско» – так как об этом еще не объявлено официально, оговоримся, – возможно, в ближайшие сезоны появится в Большом театре с Анной Нетребко в заглавной роли.

Историю XVIII века режиссер Андрейс Жагарс и его соавторы – сценограф Рейнис Сухановс и художник по костюмам Кристине Пастернака – перенесли в 1960-е, даже конкретнее – в 1968-й, если судить по обстановке полицейского участка, где свалены плакаты, с которыми французские студенты вышли на улицы. В спектакле, пожалуй, представлено то самое общество потребления, против которого и взбунтовалась европейская молодежь. Кажется, что от истории страстной любви, воспетой аббатом Прево, а за ним и Жюлем Массне (и еще несколькими композиторами, так популярен был этот сюжет в романтическом XIX веке), в спектакле Жагарса не осталось ровным счетом ничего – налицо все пороки общества потребления, против которого и взбунтовалась, по сути, европейская молодежь в 1968-м. Очевидно, в лице Манон оно и гибнет – иначе объяснить смерть главной героини в этой постановке обозревателю «НГ» фантазии не хватает.

Но тема эта все же проходит в спектакле по касательной: ровно то же самое развитие сюжетной линии можно бы представить сегодня. Почему нет? Юная провинциалка попадает в Канны (действие начинается на вокзале знаменитого города) и заглядывается на окружающих светских дамочек. Вот бы стать такой же, как они! Красивой, нарядной (элегантность этих нарядов, конечно, весьма сомнительна – леопардовые расцветки, золотые цепи и прочее), свободной. А тут – отправили в монастырь (предположим, учиться). Конечно, надо сбежать с симпатичным пареньком в Париж. В Париж! В квартиру с панорамным видом на Эйфелеву башню, с собственной горничной... А там, гляди, и богатенький «папаша» подвернется. И вот – она уже сама светская львица и вполне может составить партию тем дамочкам, на которых еще вчера с завистью заглядывалась. Но – хочется остроты ощущений. А потому – не взбодрить ли бывшего любовника, который – ах! – лечит раны в монастыре? Не взять ли новую планку в покорении мужских сердец и не назначить себе в соперники самого Господа Бога? И это по плечу Манон. Тем более, папаша де Грийе таки ссудил сыну долю материнского капитала. А потому – его надо приумножить в казино. Уж тут Манон чувствует себя царицей мира, а потому приставания старикашки (на которые еще позавчера бы сама напрашивалась) расценивает как пощечину. И инстинктивно отвечает – да вот незадача, ухажер от удара падает замертво. Манон в тюрьме. Она умирает. Как уже было сказало выше, от чего – понять затруднительно, разве что расценивать смерть героини метафорически.

Одна загвоздка – музыка все время мешает. Массне, несмотря на все очевидные недостатки главной героини, пишет оперу о любви. Он воспевает ее трепет, страсть, безудержную, безумную силу! Как бы ни крутила жизнь юную девочку, она любит де Грийе, и ее смерть искупает грехи (так же, скажем, как любовь Лизы спасает душу Германа в известной опере). Возможно, следуя за режиссерской концепцией, и дирижер Феликс Коробов все время вынужден сдерживать оркестр: пылкая любовная тема так и не «прорывается».

Можно было бы рассчитывать на продолжение темы кино – но и она проходит по касательной. На одном поезде с Манон в Канны прибывают кинозвезды – очевидно, именно их поджидает толпа зевак. То и дело всплывают приметы кинематографа того времени, в буклете даже даны прямые ссылки на облик кинозвезд того времени (скажем, Манон в парижской квартире ассоциируется с фотографией молодой, с минимальным макияжем Катрин Денев). Но аллюзиями дело и ограничивается. А ведь те самые бунты в 68-м начались чуть не со штурма Парижской синематеки (а Каннский фестиваль открылся и закрылся в знак солидарности с молодежью).

Среди исполнителей заметно выделяется тенор Липарит Аветисян из Ереванского оперного театра: молодой свежий голос, полетный, трепетный, как нельзя лучше подходит для партии де Грийе. Пожалуй, его участие в спектакле оправдывает с лихвой пусть стильно оформленное, но довольно поверхностное режиссерское решение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
681
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
586
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
578
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
625

Другие новости