0
3815
Газета Культура Интернет-версия

18.12.2017 00:01:00

Коротышки выросли

Тэги: театр, около, юрий погребничко, премьера, незнайка, саша толстошева


театр, около, юрий погребничко, премьера, незнайка, саша толстошева Взрослые мгновенно улавливают, где обитают жители Цветочного города. Фото Романа Астахова со страницы театра в Facebook

Театр «Около дома Станиславского» под руководством Юрия Погребничко – сугубо авторский, и ставят здесь единомышленники. Режиссер спектакля о Незнайке Саша Толстошева – его ученица – не только впитала стиль мастера и приняла привычное здесь театральное мышление, но и репертуар выбирает особенный. Вкус к литературе абсурда в этом театре превалирует. Поэтому история Незнайки и коротышек из Цветочного города не выбивается из этого ряда, даром что спектакль детский.

«Надежды ма-а-а-аленький оркестрик под управлением любви…» – как пролог, звучат слова знаменитой песни.

– Мам, а это кто поет? – раздается в гулкой темноте зала голос ребенка.

– Это Окуджава поет, – отвечает чей-то папа с другого ряда.

Декорация на сцене совсем не игрушечная. Художник Ольга Богатищева весь портал закрыла железным остовом то ли заброшенного космического корабля первых конструкций, то ли научной станции где-то между прошлым и будущим. «Не курить», «Открой», «Нажми», «Докрути», «Потяни». Масса инструкций по применению, а еще лампочки, огоньки, дверцы, шкафчики, трубочки с шариками. Персонажи Николая Носова, а в основе – пьеса «Незнайка-путешественник» и повесть «Приключения Незнайки и его друзей», глубоко «состарены». Это спектакль-воспоминание. Актерам не нужен грим или специальные костюмы, кроме космических, конечно. На сцену они выходят в своем обличье, не прикрываясь даже именами персонажей. В программке все отмечены лаконично: «Актриса», «Актер». Только через действие мы узнаем, что вот же он, ученый Знайка (Алексей Мишаков) в летной шапочке, это же он придумал воздушный шар! И теперь вспоминает, как вместе с Ворчуном, Винтиком и Шпунтиком летел и свалился… Как они попали в больницу в Цветочном городе к главврачу Медунице (Ольга Бешуля), как Незнайка (Алексей Артемов) насочинял, что это он шар построил, чем обаял всех медсестер разом. Но на деле-то взял и присвоил идею…

Бесстрастная манера актерской игры, к которой не привыкать постоянному зрителю театра «Около», дает «Незнайке» горестную атмосферу (на полях хочется отметить, что иногда, наверное, режиссеру стоит поступиться стилевыми принципами). Больница, куда попадают герои, – уже надев платочки, по-советски завязанные на четырех концах в узелки, – отчаянно напоминает незабвенные места, где оказывалась диссидентствующая интеллигенция. Медицинские процедуры – формальный церемониал, в то время как все понимают, кто и почему сюда попал. И тут вступает в свои права язык Носова, казалось бы, ничем не выдающийся, но здесь словно «разъятый» – актеры говорят на нем неспешно и меланхолично. Он становится языком абсурда, абсолютно в духе обэриутов. В связи с чем парадоксы составляют отдельную, вербальную, историю постановки. «В Цветочном городе жители кладут на улице половички, а хозяева стоят рядом и просят прохожих вытирать ноги перед тем, как наступить», – читает Знайка в письме с родины...

Поэтому и неудивительно, что вдруг появляется персонаж писателя Смекайло (Максим Солопов). У него чемоданчик таит в себе особое изобретение – «бормотограф», с которым приходишь в квартиру и записываешь, поставив тайно под кухонный стол, что наговорят, потом только переписать на бумагу остается. Двойным смыслом, не только ироническим, но и драматическим, наполняется сцена, где Незнайка и старшая медсестра (тонкая эпизодическая роль Натальи Поздняковой) общаются стихами. «Случайно» оговаривается Медуница, называя при знакомстве Знайку Чкаловым, то ли в шутку, то ли всерьез. В финале будущие космонавты танцуют свой последний танец с прекрасными дамами, и те машут им разноцветными беретиками на прощание и дарят мягкие улыбки. Мечта о полете – вот что рождает ностальгию в этом спектакле. Это полет эпохи, которая закончилась сокрушительным падением, мечта о небе – недостижимой точке для человека.

Режиссер Саша Толстошева рассказала «НГ» о работе над спектаклем.

– Меня Юрий Николаевич позвал в театр, когда я была на втором курсе. Сразу позволил выбрать пьесу и поставить ее с артистами театра. «Незнайка» – уже четвертый мой спектакль в театре «Около». Были «Я помню» по пьесе Радзинского «104 страницы про любовь», «Бег» и спектакль по рассказам Пелевина, который мы с учениками ставили вчетвером. Самое важное, что есть в этих работах, – что Юрий Николаевич помогает и направляет.

Это и называется «товарищеское участие»?

– Да. Он все время присутствует рядом. Мне кажется, у него невероятный педагогический талант, когда он может аккуратно направлять, позволять ошибаться, что очень важно. Мы учимся, и этот процесс не прекращается. В прошлом году мы закончили институт, но для меня ничего не изменилось – мы студенты до сих пор.

Как бы вы определили школу и эстетику Юрия Погребничко?

– Сложное слово – «эстетика». Мы вроде бы говорим о его приметах особенных. Что на сцене и какой ассоциативный ряд срабатывает? Скажу о работе с актером, которому он учит и нас. Есть человек и есть его внимание. Одна из важнейших задач – понять, где твое внимание. Когда артист выходит на сцену, он видит, слышит, чувствует. Но у Погребничко – это не инструмент, а основа. Мы постоянно делаем упражнения на внимание и по биомеханике.

Изживание советской эпохи, характерное для вашего мастера, для вашего поколения, уже не так больно и значимо. Вам тем не менее близко?

– Когда я попала в театр «Около», то испытала счастье. Это мое. В детстве я много общалась с бабушкой и дедушкой, для меня советские песни близки невероятно. В «Незнайке» звучит Окуджава. Окуджава – это мое детство. У меня был проигрыватель пластиночный. Я, конечно, не воспринимаю это так же драматично, но ощущаю ностальгию по тому времени. Всех людей, которые работают в этом театре, эта тема трогает. Это не умозрительная вещь, а воспринимаемое на чувственном уровне.

«Незнайка», например, – тоже книга из моего детства. У меня все они не коротышки, а герои, космонавты. Но что это за люди? В детском спектакле они все равно Винтики и Шпунтики. Но как найти драматизм их существования? В том, что я помню про них, что Юрий Николаевич помнит про полет Гагарина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1070
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
828
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
894
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
962

Другие новости