0
1652
Газета Культура Печатная версия

27.06.2018 00:01:00

Польский классик вновь посетил Урал

Кшиштоф Пендерецкий обещал вернуться и в третий раз со своей масштабной "Утреней"

Тэги: кшиштоф пендерецкий, сочинения, екатеринбург

Полная On-Line версия

кшиштоф пендерецкий, сочинения, екатеринбург Четвертая симфония Пендерецкого под управлением автора впервые прозвучала на Урале. Фото Татьяны Андреевой представлено пресс-службой Свердловской филармонии

Знаменитый польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий представил в Екатеринбурге программу из собственных сочинений. В концертном зале Свердловской филармонии прозвучала его Четвертая симфония и два хоровых гимна – святому Адальберту, небесному покровителю Польши, и святому Даниилу, князю Московскому.

Отмечающего в этом году 85-летний юбилей Пендерецкого по праву считают одним из классиков культуры XX века, имеющего в своем арсенале огромное количество премий и наград. Начав творческий путь в 50-е годы со смелых экспериментов в области музыкального языка и тембров, в 70-е он пришел к довольно строгой академической манере, которой остается верен до сих пор, негативно относясь ко всевозможным авангардным изыскам. Автор 8 симфоний, около 20 инструментальных концертов и масштабных хоровых произведений, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает активно работать: сочинять и дирижировать. Композиторский труд Пендерецкий успешно совмещает с уходом за собственным садом, занимающим более 30 га. Садовническое хобби влияет и на его музыку, в которой слышатся особая неспешная основательность и тщательность.

Россию Пендерецкий регулярно навещает уже более 50 лет, выступая в основном в столичных залах, принимая участие в самых разных фестивалях и смотрах. Его первый визит в столицу Урала состоялся в октябре 2010 года, он дирижировал тогда в зале Свердловской филармонии своей Второй симфонией и несколькими вокальными вещами. Концерт прошел с большим успехом, филармонический оркестр и хор произвели прекрасное впечатление на Пендерецкого, и он согласился приехать еще раз. Композитора сопровождала его очаровательная супруга, директор Бетховенского фестиваля в Варшаве Эльжбета и работающий с маэстро 16 лет дирижер-ассистент Мацей Творек.

Программа авторского вечера в Екатеринбурге в этот раз представила две грани творчества Пендерецкого: симфониста и мастера хорового письма. Созданная по просьбе Министерства культуры Франции в 1989 году Четвертая симфония Пендерецкого под управлением автора впервые прозвучала на Урале. Формальным поводом к заказу стал 200-летний юбилей Французской революции, однако вместо живописания штурма Бастилии и ожидаемых мотивов из «Марсельезы» было написано довольно мрачное одночастное, полное невеселых раздумий получасовое произведение в медленно-тягучем темпе, напоминающее музыкально-философские размышления Шостаковича.

По замыслу, симфония стала медитацией «о трагической судьбе человека, попавшего в водоворот истории». Для привыкшего к современной музыке Уральского филармонического оркестра, за пульт которого встал сам композитор, партитура сильных сложностей не представила, все интонационные линии и изломы были ясно прочерчены и исполнены, штрихи соблюдены, динамика выстроена. Однако больший энтузиазм у публики вызвали хоровые вещи, сыгранные под руководством Мацея Творека. Пендрецкий в интервью не раз высказывался о своем интересе как к католической, так и православной традиции, рассказывая о своих предках, среди которых были представители этих христианских конфессий. В свое время, отдав дань западной и восточной церкви в собственных масштабных вокально-симфонических «Страстях по Луке» (1966), написанных на латинском, и «Утрени» (1969–1971) – на церковно-славянском, он с равной сноровкой сочиняет музыку на духовные тексты, оставаясь при этом прежде всего светским музыкантом.

Созданные в один – 1997 – год гимны святому Адальберту и московскому князю Даниилу – отчасти продолжение дихотомии между западом и востоком и пример того, как католицизм и православие могут мирно уживаться в едином концертном пространстве. В своем прославлении мученика Адальберта, просветителя язычников и небесного покровителя Польши, Пендерецкий ориентировался на древние латинские песнопения, стилизуя суровое строгое шествие в сопровождении медных духовых инструментов, напоминающих органные тембры, и мерных ударов литавр. Музыка, посвященная Даниилу, сыну Александра Невского и родоначальнику будущих московских царей, напротив, получилась распевной и лиричной, с преобладанием сольного хорового звучания, ассоциируется она больше с современным православным музыкальным стилем, нежели с архаичными знаменными напевами. Поскольку гимн был официально заказан к празднованию 850-летия Москвы, финальные торжественные фанфары, напоминающие славильные сцены из исторических опер русских классиков, стали его логическим завершением, приведшим в восторг благодарных слушателей.

Особый драйв исполнению придавало ощутимое волнение дирижировавшего во втором отделении ассистента Пендерецкого Мацея Творека, прекрасно знающего стиль и великолепно справившегося с партитурой. Сам маэстро с олимпийским спокойствием внимал собственному творению, сидя в зале. Впрочем, теплая встреча после концерта в фойе филармонии все-таки растрогала старого мастера, и пан Кшиштоф обещал подумать насчет исполнения в Екатеринбурге своей масштабной «Утрени» на православные богослужебные тексты.

Екатеринбург 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Немедленно спать!

Немедленно спать!

Алкей

Повесть о мэрии Екатеринбурга и комфортной городской среде для бомжей

0
715
"Екатеринбургские останки" стали угрозой для культа царской семьи

"Екатеринбургские останки" стали угрозой для культа царской семьи

Артур Приймак

К 100-летию расстрела Романовых СКР приготовил для православных не совсем приятный сюрприз

0
1362
РПЦ рассмотрит итоги повторного комплексного исследования "екатеринбургских останков"

РПЦ рассмотрит итоги повторного комплексного исследования "екатеринбургских останков"

0
744
Тайна заброшенной дороги

Тайна заброшенной дороги

Андрей Мирошкин

Как уральские краеведы 40 лет назад нашли останки Романовых

0
1745

Другие новости

Загрузка...
24smi.org