0
1678
Газета Культура Печатная версия

13.12.2018 18:18:00

Обманываться рады

Галерея Файн Арт на время переехала в Московский музей современного искусства

Тэги: выставка, файн арт, москва


272-7-2_t.jpg
Дмитрий Шорин обыгрывает классику и современность
(на переднем плане – Over, на стенах картины из серии
«Война и мир»). Фото автора

Третий этаж здания на Петровке отдан под «Апологию заблуждений», выставку, приуроченную к дате необычной в силу своей некруглости – к 27-летию галереи, появившейся в 1992-м. Впрочем, с учетом того что Файн Арт – одна из старейших московских галерей, тут важнее не цифра, а то, что, несмотря на состояние турбулентности отечественного арт-рынка, которое периодически декларируют и периодически же ищут из него выходы, галерея работает. Основатели Файн Арт Ирина Филатова и Марина Образцова сделали весьма энергичную подборку произведений художников, с которыми работали эти годы.

«Апологией заблуждений», попросту правом на ошибку вообще-то может называться любая выставка любой институции на любую тему. В предваряющем показ тексте Александр Евангели поясняет, что «это апология 27-летней истории, начавшейся с заблуждения: заниматься несуществовавшим русским арт-рынком». Кураторы собрали панораму, где есть работы и Игоря Вулоха, и Зураба Церетели, и Владимира Немухина, и Бориса Свешникова, и Игоря Шелковского, и Дмитрия Шорина, и Сержа Головача – десятков художников разных поколений и часто диаметрально противоположных творческих взглядов. И поскольку при таком сочетании слова «каждый из залов... посвящен определенному течению XX и XXI веков», собственно, в залах не вполне считываются, порешим на том, что в этой панораме комнаты отвечают за сквозные мотивы. Какие, выбирать зрителю, которого отпускают в свободное плавание ассоциаций.

Здесь соседствуют произведения с 1989 по 2018-й, причем свежих работ много – будем видеть в этом не знак того, что показанное прежде не всегда уже можно найти, например, среди новых владельцев, а знак того, что дело продолжается, и никаких итогов тут не подводят. В день рождения нужно хвалить.

В этой версии мироздания в первом же зале гегемоны – разноцветные шинели и кители из ироничной, в фирменном стиле Дмитрия Цветкова изготовленной серии «Парад»: они увешаны большими и нарядными, бисером поблескивающими орденами, которые, кажется, растут как грибы. Идеология, превратившаяся в рукоделие, или идеология как мода (и одновременно мода на идеологию)?.. Решайте сами, но контекст, очевидно, имеет значение: рядом покамест висит холст Тимофея Смирнова «Наперсток», где громадный, как со статуи вождя, указующий перст легко может и раздавить художника внизу. Этот последний – крохотный, он –  цитата из брейгелевского «Художника и знатока». С той только разницей, что у Смирнова этот художник начертал на пальце вождя иконописного ангела, дополнив дело надписью на старославянском. Все смешалось:   сарказм Брейгеля над пресловутыми знатоками, выглядывающими из-за плеча художника, художник и власть, Запад и Восток. Энергичный пролог подводит к размышлениям о мире художника и истории, политике, о вечном (или на то претендующем) и преходящем. Однако тут же, рядом останется частный мир – настоящая гитара на столе, от которой Сергей Бордачев будто отслаивает ставшие весомыми тени, да на фоне гитары –  оконце с «Полнолунием» с картины Николая Андронова. А об истории здесь будут говорить и потом – и в коллаже Валерия и Натальи Черкашиных 1991 года «Последний ноябрь», и в работах концептуалиста Эдуарда Гороховского, препарировавшего тему истории и памяти, использовавшего старинные фотографии и ставившего вопрос о манипуляции образами.

В «Апологии заблуждений» имеется и собственный зал славы: герои арт-тусовки явлены на фотоколлажах Сержа Головача. Но еще эта выставка, поскольку большинство работ – живопись, отвечает тем, кто перманентно спрашивает о похоронах живописи как вида искусства, что вопрос это риторический. Просто живопись то смыкается с окружающей реальностью, то «эмигрирует» из нее. Потому и выставка представляет разное. То гламурную, агрессивно глянцевую реальность на холстах Дмитрия Шорина, где стилистика и арсенал мотивов – не только про искусство чисто коммерческое, но и про растворенные в воздухе предпочтения потребителей (хотя слово «гламур» уже сходит со сцены: есть эквиваленты более модные). То – абстракции Игоря Вулоха, то созерцательные, какие-то метафизические по ощущениям работы Михаила Рогинского с простейшими мотивами вроде лежащих на столе фруктов, такие «несовременные» – зато такие вневременные. К литературной классике обращается тот же Шорин, «раскладывая» «Войну и мир» на реплики в чате. К живописной – Георгий Острецов, переводя серовскую «Девочку с персиками» на язык комикса о гангстерах. А Александр Савко в «Супрематической трагедии» наблюдает, как над поверженными былинными богатырями с супрематическими композициями на щитах реют образы Такаси Мураками.

Но это же деньрожденная и предновогодняя выставка, так что отдельным разделом вас ждет еще эдакий хит-парад, ну, или маскарад, ну, или машина времени, где бок о бок окажутся и трогательно-наивный провинциальный быт на картинках Александра Туманова, и Буратино-Лаокоон Георгия Литичевского, и разные другие персонажи, а главное – «Борение хорошего с прекрасным» Константина Звездочетова, где Деды Морозы вступают в схватку с Айболитами. С наступающим, в общем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Наземное метро" столицы будет перевозить десятки миллионов пассажиров

"Наземное метро" столицы будет перевозить десятки миллионов пассажиров

Никита Гончаров

Развитие Московских центральных диаметров сделает общественный транспорт еще доступнее для горожан

0
638
Демократы склоняются к электоральному суициду

Демократы склоняются к электоральному суициду

Иван Родин

На избирательные кампании в двух столицах оппозиция идет без общего плана

0
977
Москва комфортная: развитие социальной инфраструктуры столицы не останавливается

Москва комфортная: развитие социальной инфраструктуры столицы не останавливается

Никита Гончаров

В 2019 году будут все так же активно строить школы, объекты культуры, спортцентры и медицинские учреждения

0
1035
Современное искусство между Кремлем  и мэрией

Современное искусство между Кремлем и мэрией

Дарья Курдюкова

На Тверской открылось галерейное пространство Cube

0
789

Другие новости

Загрузка...
24smi.org