0
6207
Газета Культура Печатная версия

20.10.2022 18:34:00

"Четыре девушки" поют, но не танцуют

В Театре Наталии Сац представили концертное исполнение оперы Эдисона Денисова

Тэги: театр наталии сац, концерт, опера, эдисон денисов


театр наталии сац, концерт, опера, эдисон денисов Анна Малькина, Ольга Бутенко, Анна Холмовская и Мария Чудовская поют преимущественно квартетом, периодически выступая с витиеватыми мелодекламационными речитативами. Фото Елены Лапиной

В новом сезоне Детский музыкальный театр имени Наталии Сац продолжает проект «RE-Конструкция». Пока главная сцена еще не распахнула свои двери для слушателей после затянувшегося ремонта, в просторном фойе ожила еще одна партитура из «багажа» современной академической музыки.

Пожалуй, театру впору называться «детским музыкальным авангардным», так много здесь звучит сочинений композиторов XX века и нашего времени. На этот раз Георгий Исаакян обратился к опере «Четыре девушки» лидера советского авангарда Эдисона Денисова, охотно приняв инициативу дирижера Валерия Платонова (он был знаком с композитором, который и подарил ему клавир оперы). В конце 80-х «Четырех девушек», написанных на основе бессюжетной пьесы Пабло Пикассо, не приняла советская цензура (еще бы, большую часть действия эти юные нимфы должны были быть обнаженными).

И только в 1990 году премьеру осуществил в московском театре «Форум» дирижер Дмитрий Юровский. Последний раз «Четыре девушки» звучали 16 лет назад в Московской филармонии, в концертном исполнении – дирижировал тогда Геннадий Рождественский, который, собственно, и предложил Денисову воплотить сюрреалистский текст Пикассо в музыке.

В фойе Театра Сац опера также была представлена в концертной версии: четыре девушки в бальных платьях стояли спиной к оркестру, а на экране демонстрировался текст на русском языке (автор перевода был не указан, а сам Денисов написал либретто изначально на французском).

Такая статичность вызвала некоторое сомнение. Понятно, что публике не нужно прямой иллюстративности, да и нет необходимости показывать, как девочки-подростки сначала резвятся на лужайке, а затем обезглавливают козу (хотя какой-нибудь западный режиссер вроде Ромео Кастеллуччи с этим бы справился великолепно). Но и лишать эту оперу театрализации или перформативности – тоже не вариант.

Чувственно-экзальтированная, воспевающая образы вечной красоты и женственности музыка Денисова подразумевает некое движение, хотя бы минимальное действие – кстати, у Рождественского одним из главных участников того концертного исполнения была труппа Татьяны Багановой «Провинциальные танцы». И весьма жаль, что Исаакян обошел стороной важную композиторскую ремарку: «Сильный запах жасмина заполняет зал». Денисов наверняка хотел расширить понятие «синтез искусств» и дать возможность слушателю максимально погрузиться в эту музыку, раздвинуть границы восприятия.

Впрочем, концертная статичность хороша тем, что все внимание акцентировано на собственно музыке. Денисов написал камерную одноактную оперу, в которой участвуют четыре женских голоса и  эпизодически хор. Здесь нет традиционных арий и дуэтов – скорее «Четыре девушки» можно назвать ансамблевой оперой. Анна Малькина, Ольга Бутенко, Анна Холмовская и Мария Чудовская поют преимущественно квартетом, периодически выступая с витиеватыми мелодекламационными речитативами (композитор определял сочинение как «оперу-игру, где само пение есть игра»).

От вокалисток прежде всего требовалось сохранить ансамблевую целостность, не заблудиться в сложной фактуре и тесситуре – и четыре солистки Театра Сац с этим справились прекрасно. Голоса девушек словно возвышались над оркестровой звуковой «пучиной», состоящей из мелких сонорных мотивов, красочных гармоний в духе Дебюсси. Оркестр под управлением Валерия Платонова (кстати, в 80-х продирижировавшего и другой, более известной оперой Денисова – «Пеной дней») будто складывал изящную звуковую мозаику, вовлекая в атмосферу таинственности и загадочности – «красоты исчезающей, красоты тончайшей»…


Читайте также


Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку"

Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку"

Надежда Травина

Жар души моей потуши

0
372
 Концерт.  К 85-летию со дня рождения Елены Образцовой

Концерт. К 85-летию со дня рождения Елены Образцовой

0
212
Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Марина Гайкович

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

0
753
 Концерт. Шоу японских барабанов Taiko in-Spiration

Концерт. Шоу японских барабанов Taiko in-Spiration

0
2203

Другие новости