0
6750
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2024 16:19:00

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

Тэги: Деян Савич, сербия, татарстан, казань, музыка, концерт


Деян Савич, сербия, татарстан, казань, музыка, концерт Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

В Казани завершился XIII Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный памяти Натана Рахлина, основателя и первого руководителя Государственного симфонического оркестра Татарской АССР, сегодня это Госоркестр Республики Татарстан. Идея фестиваля, каким его задумал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский, – представить шедевры мировой музыкальной литературы под управлением дирижеров со своим художественным почерком. В этом году ими стали Дмитрий Юровский, Кристиан Кнапп, Кристофер Чен и Деян САВИЧ. Последний – авторитетный представитель Сербии, сегодня занимающий пост советника президента по культуре. Савич уже второй раз приезжает на «Рахлинские сезоны», в этом году – в компании еще одного знаменитого сербского музыканта, альтиста Деяна Младеновича. Младенович виртуозно исполнил партию альта в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии». А в паре с опусом Берлиоза в экспрессивной интерпретации Савича прозвучала симфония «Манфред» Чайковского. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала дирижеру несколько вопросов.

- Маэстро, в Казани вы уже не в первый раз. А когда вы впервые посетили Россию?

- В первый раз я был в России примерно 30 лет назад. Мне кажется, это был период, когда только распался Советский Союз. Меня пригласил Моисей Миронович Мучник, директор Томской филармонии. А главный дирижер оркестра был Илмар Лапиньш, мой друг. Потом я дирижировал в Екатеринбурге, в Новосибирске, в Красноярске, в Санкт-Петербурге, сейчас во второй раз в Казани. Я хочу отметить вот что. В России много хороших оркестров. Но когда я по телеканалу «Меццо» услышал Госоркестр Татарстана, я поразился. Старался не пропускать их трансляции по европейскому телевидению. А сейчас и сам с ним работаю – и это счастье для меня, это замечательный оркестр.

- В этом году на «Рахлинских сезонах» вы исполняете два сочинения, которые объединяет поэзия Байрона.

- Да, я выбрал музыку Берлиоза и Чайковского. Но не только потому, что оба сочинения на сюжет Байрона! Я знаю, что этот год – год Пушкина. А Пушкин был влюблен в поэзию лорда Байрона. Так что начальный импульс дал Пушкин. Я выбрал две симфонии – «Гарольд в Италии» Берлиоза и «Манфред» Чайковского. Отмечу, что солировал в «Гарольде в Италии» один из лучших музыкантов Сербии, профессор Музыкальной академии Деян Младенович.

- Большая часть вашей жизни была посвящена опере, вы руководили Национальным театром Сербии. Что для вас как для интенданта было важно, как вы выстраивали репертуар, например?

- Да, я очень люблю оперу! И посвятил ей огромный период своей жизни, почти двадцать лет. Я был и руководителем музыкального театра, и директором Национального театра, где объединяется драма, опера и танец.

Когда я думаю о репертуарной политике, то во главу угла ставлю прежде всего интересы публики. Я должен думать о том, что люди хотят увидеть в театре. А это беспроигрышный репертуар: немного Верди, немного Пуччини, немного русской оперы, «Кармен», возможно, что-то из немецкой оперы. То есть на одной чаше весов у нас может быть «Иоланта» Чайковского, на другой – «Триптих» Пуччини, например. То же и в балете – «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- А ваши личные пристрастия?

- Знаете, да те же самые. Русская музыка – безусловно. Немецкая, французская, итальянская, если говорить конкретно об опере. Бах, Стравинский, Дебюсси. Чайковский!

У меня такой большой оперный репертуар, что часто меня приглашают, если надо исполнить спектакль с минимумом репетиций. «Маэстро, вы же знаете «Бориса Годунова», пожалуйста, приезжайте!».

- Ваша творческая деятельность наверняка началась еще в Югославии. То есть на ваших глазах произошел политический и географический, если так можно сказать, перелом. Как он отразился на культуре?

- Да, так и есть я начал работать еще в Югославии, я уже больше сорока лет дирижирую. И, верно, перелом был, и на культуре он очень сказался. Что нам помогло? Что наши друзья – в первую очередь Россия, потом Греция, наши православные братья, нам давали возможность организовать гастроли, работать вместе. Культура, к сожалению, финансируется очень скудно – сегодня это меньше одного процента бюджета. Сохранить ее было трудно. Сейчас я работаю советником президента, и моя задача, моя цель – вернуть культуре то место, которое она заслуживает.

- Что входит в ваши задачи на этом посту?

- Сейчас в стране есть три больших центра, не только культурных, но и индустриальных, туристических: Белград, столица, Нови Сад на севере и Ниш на юге.

Но есть и другие крупные города, где нужно создать свой оркестр, свой театр и сформировать культурный план.

- Поддерживается ли в Сербии новая музыка, современные композиторы?

- Обязательно! Мы поддерживаем современных композиторов, я считаю, у нас хорошая композиторская школа, есть и мастера, и молодые авторы тоже. Три-четыре раза в год я включаю их музыку в свои программы. В Сербии есть один старейший фестиваль - Bemus, Белградский музыкальный фестиваль. В программе ближайшего будет концерт, где прозвучит музыка сербских композиторов, членов Национальной академии науки и искусств.

- Какое место с культурной политике Сербии занимает сотрудничество с Россией?

- Это для нас очень важно. Вы знаете, что в Сербии все влюблены в Россию и ее культуру. Мы очень поддерживаем гастроли музыкантов из России. Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из тех задач, которые стоят передо мной как перед советником президента по культуре, и как перед музыкантом тоже. Я дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера», которым руководит Юрий Александров. Этот театр приезжал на гастроли в Белград.

А месяц назад я был в Самаре, там организовали новый оперный фестиваль «Славянский дом». Было очень красиво, я дирижировал «Евгением Онегиным». А когда я вернулся в Белград, у нас была репетиция с Денисом Мацуевым. Это было потрясающе! Он играл Второй концерт Рахманинова. Не будем забывать, что наш режиссер Эмир Кустурица – друг России.

Сотрудничество с Госоркестром Республики Татарстан – это отдельный разговор. В феврале 2025 года Александр Сладковский выступит с оркестром и хором телевидения и радиовещания Белграда. И я очень надеюсь, что в октябре 2025 года оркестр из Казани выступит на открытии или закрытии фестиваля Bemus.


Читайте также


Опера языком джаза

Опера языком джаза

Александр Матусевич

Сочинение американского композитора Энн ЛеБарон «Блюзовый зов» прозвучало в России

0
1695
 Концерт  "Витторио Григоло, тенор"

Концерт "Витторио Григоло, тенор"

0
1233
Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Марина Гайкович

Спектакль Лорки Мясина открывал Международный фестиваль имени Нуриева

0
3384
Косово идет на принцип, а не в Совет Европы

Косово идет на принцип, а не в Совет Европы

Геннадий Петров

Признание непризнанного государства отложено по его вине

0
3305

Другие новости