0
7886
Газета Печатная версия

29.03.2020 17:09:00

ЕАЭС ставят на карантин

Пандемия коронавируса может задвинуть интеграцию на второй план

Александр Воробьев

Об авторе: Александр Вячеславович Воробьев – кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН.

Тэги: еаэс, пандемия, коронавирус, экономика

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

еаэс, пандемия, коронавирус, экономика Армейская техника – обычная картина городов, до которых дошел коронавирус. Фото Reuters

Ареал пандемии коронавируса, стремительно ворвавшейся в мировую политику и экономику, продолжает расширяться. Вероятно, в ближайшие недели силу пандемии, а также ее тяжелые социальные, экономические, а возможно, и политические последствия ощутят на себе государства Евразийского экономического союза и постсоветского пространства в целом. То, что постсоветская Евразия оказалась во второй или даже третьей волне пандемии, дает властям стран ЕАЭС определенные возможности для маневра: они могут учесть опыт государств и регионов, первыми столкнувшихся с распространением пандемии, и лучше подготовиться к ее негативным последствиям.

Однако способность противостоять пандемии – особенно на длительном временном треке от нескольких месяцев – определяется не только «пожарными» подготовительными мероприятиями в преддверии непосредственного распространения вируса. Эта способность скорее больше связана с общим развитием экономической и социальной сферы государства, эффективностью и оперативностью работы органов власти в центре и на местах, развитием системы здравоохранения. То есть речь идет о способности государств и обществ «держать удар» на средней и длинной дистанциях, о наличии «жирка», который можно безболезненно сжечь. Текущая пандемия является для государств мира своеобразным стресс-тестом на устойчивость, проверкой «домашнего задания» по развитию экономики, эффективности управления и систем здравоохранения.

Ответа на вопрос о том, насколько хорошо государства Евразийского экономического союза готовы к борьбе с пандемией, пока нет, но в ближайшие недели этот ответ появится. Как показало развитие событий, далеко не все государства, даже относимые к развитым странам, оказались в должной мере подготовлены к натиску пандемии. При этом пик пандемии во многих странах Европы, Северной Америки и других регионах мира, в том числе в странах с заведомо слабым уровнем развития здравоохранения, пока еще не пройден.

Пандемия негативно повлияет на социально-экономическое развитие всех государств ЕАЭС. Вероятно, что среди беднейших стран Евразийского экономического союза и их непосредственных соседей по СНГ будут государства, которые сильно пострадают из-за слабости систем здравоохранения и скудости финансовых ресурсов. Речь идет как о необходимости койко-мест в больницах, специального оборудования для лечения тяжелобольных и финансовых средств для этого лечения. Так, по словам главного врача Боткинской больницы Дениса Гусева, лечение одного зараженного вирусом COVID-19 обходится от 60 тыс. руб. при легкой форме до 200 тыс. руб. при тяжелой.

Все страны ЕАЭС вынуждены были серьезно ограничить деловую и производственную активность. Первыми к наиболее жестким ограничительным мерам прибегли власти Казахстана, введя карантин в городах Нур-Султан и Алматы. В России неделя с 30 марта по 5 апреля объявлена президентом РФ Владимиром Путиным нерабочей с сохранением заработной платы. Жесткие карантинные меры вплоть до уголовной ответственности были анонсированы властями Армении.

Вынужденный простой экономик стран – участниц интеграционного объединения, который к тому же может быть продлен, крайне негативно скажется на отчетах компаний и статистических данных по ВВП и может привести к скорому разорению значительного количества компаний малого и среднего бизнеса, не имеющих значительной финансовой подушки и влиятельных друзей во власти. В подобной ситуации конечная финансовая нагрузка за «спасение утопающих» ляжет на плечи государства. Однако не все государства ЕАЭС имеют достаточные ресурсы и желание для подобных мер поддержки. Это в перспективе может быть чревато сильным ростом социального недовольства с далекоидущими последствиями.

Локомотивы ЕАЭС – Россия и Казахстан – в текущей ситуации получают двойной удар по собственным экономикам. Помимо экономических издержек из-за разного рода карантинных ограничений Москва и Нур-Султан страдают из-за состоявшегося в марте обвального падения цен на нефть. Значительный переизбыток производства черного золота на фоне резкого сокращения спроса на него (достаточно упомянуть об уходе на трехнедельный карантин Индии с населением в 1,3 млрд человек), нежелание участников сделки ОПEК+ договариваться между собой опустили стоимость барреля нефти с 50 до 28 долл. Такое развитие событий серьезно спутало карты властям России и Казахстана, рассчитывавшим на более-менее приемлемую нефтяную ренту в столь непростое время.

Возможно, что и нынешняя стоимость нефти на бирже не предел падения и вскоре мы увидим новое дно и еще более низкие курсы национальных валют России и Казахстана. Ожидать значительного восстановления цен на нефть в ближайшее время вряд ли приходится. Даже возможные в ближайшем будущем переговоры и договоренности между Россией, Саудовской Аравией, США не смогут «закинуть» цену на нефть туда, где она была раньше, поскольку потребление нефти в ближайшее время останется на весьма низких уровнях. А это означает, что Москве и Нур-Султану скорее всего придется действовать в условиях приличного бюджетного дефицита.

Такая ситуация в РФ и Казахстане сулит мало хорошего и тем странам ЕАЭС и СНГ, которые слабее зависят от цен на энергоносители. Россия является крупнейшим рынком сбыта для стран ЕАЭС и СНГ, а значит, речь пойдет о существенном сокращении внешнего спроса и падении импорта в РФ для таких стран, как Узбекистан и Азербайджан. Потеряют также и страны, являющиеся поставщиками в РФ трудовых ресурсов, – Киргизия, Таджикистан и в меньшей степени Узбекистан. Сжавшейся и стагнирующей российской экономике потребуется на порядок меньше рабочих рук, а значит, многие мигранты вернутся домой и окажутся там без работы. Это усилит социальную напряженность на родине трудовых мигрантов.

Однозначно можно сказать, что проблемы стран – участниц ЕАЭС, возникшие при пандемии, негативно скажутся на развитии самого Евразийского экономического союза. В значительной мере успех ЕАЭС является производной от успеха стран – участниц интеграционного объединения. На протяжении предыдущих пяти лет развития экономического союза мы наблюдали, как различного рода трудности – падение цен на энергоносители в 2014–2015 годах, западные санкции против РФ в 2014 году – способствовали не сплочению ЕАЭС, а, напротив, разобщению интеграционного объединения. Национальный эгоизм, нарушение договорных обязательств, протекционистские меры становились возможностью поддержать на плаву собственную экономику, собственных «капитанов бизнеса», собственные бюджеты. Делалось это в ущерб другим, а следовательно, и в ущерб союзу.

Нет оснований считать, что текущий «коронавирусный» кризис повлияет на страны – участницы ЕАЭС каким-то иным образом. Сама пандемия, ограничения на передвижение, закрытие работавших со времен окончания Второй мировой войны предприятий являются чем-то новым для живущих ныне поколений, форс-мажором. А форс-мажор, как известно, уничтожает определенность и открывает большие возможности для обнуления любых договоренностей, в том числе договоренностей в рамках ЕАЭС. Как показали последние недели, общества разных стран в критической ситуации с пониманием относятся к закрытию границ и другим форс-мажорным шагам, зачастую поощряя их и даже осуждая собственные власти за нерешительность.

Вероятно, выходить из текущей кризисной ситуации страны – участницы ЕАЭС по большей части будут собственными силами, поскольку коллективный финансовый ресурс ЕАЭС в лице Евразийского банка развития (ЕАБР) весьма ограничен. Россия, являющаяся мотором евразийской интеграции, в результате текущего кризиса будет вынуждена больше сосредоточиться на собственных проблемах, а значит, темпы интеграции так или иначе будут снижены. Ключевой партнер стран ЕАЭС – Китай – прошел через горнило пандемии, и экономика страны встала на рельсы восстановления. Скорее всего Пекин продолжит оказывать поддержку пострадавшим государствам, в том числе и входящим в ЕАЭС государствам Центральной Азии, однако ситуация с экономическим развитием Китая и его финансовыми возможностями пока также не является определенной.

Конечно, нельзя говорить о том, что текущая пандемия и связанные с нею социально-экономические последствия приведут к коллапсу Евразийского экономического союза. Этого не должно произойти. Тем более что инструменты ЕАЭС могут использоваться и в борьбе с пандемией, и для совместного решения тех или иных задач. Так, на днях страны ЕАЭС договорились о координации решений в отношении трансграничных перевозок товаров в условиях распространения коронавируса. Евразийская экономическая комиссия приняла решение ограничить вывоз средств индивидуальной защиты за пределы ЕАЭС.

Однако приходится признать, что наднациональные институты (не только в ЕАЭС, а вообще) реагируют на динамично меняющуюся ситуацию слишком медленно. Поэтому принятие ключевых решений и ответственность за них в большей степени, чем было ранее, сместились на уровень руководства государств и даже регионов, будь то Россия, Казахстан, Италия или Германия. Межгосударственное взаимодействие в текущей ситуации, безусловно, остро необходимо. Однако оно зачастую осуществляется не по линии наднациональных бюрократических структур, а по другим – более быстрым – каналам.

Таким образом, влияние институтов ЕАЭС на экономическую и политическую повестку стран – участниц объединения (и без того не слишком высокое) в краткосрочной и среднесрочной перспективе еще больше снизится. Евразийская интеграция в том виде, в каком она развивалась последние пять–шесть лет, затормозится до лучших времен. Безусловно, эти шаги не будут способствовать укреплению ЕАЭС и упрочению его позиций.

Конечно же, пандемия и связанный с нею кризис не будут вечными. И со временем экстраординарные меры начнут отменять. Однако какие-то из временных мер и правил могут сохраниться. Государства, национальные экономики и общества могут приспособиться и привыкнуть к функционированию в режиме «без союзов», и возврат к предшествующему состоянию может быть далеко не полным. Ничто так не постоянно, как временное.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия может спасти свободный интернет

Пандемия может спасти свободный интернет

Ограничения становятся затратными, а электронное голосование требует гарантий честного подсчета

0
1078
Коронавирус нанес удар по «Талибану»

Коронавирус нанес удар по «Талибану»

Андрей Серенко

Главарей террористов пытаются спасти от опасной инфекции в госпиталях Пакистана

0
1230
Оппозиция требует не проводить COVID-плебисцита

Оппозиция требует не проводить COVID-плебисцита

Дарья Гармоненко

Несогласные обоснуют призывы к бойкоту голосования риском для жизни людей

0
1359
Нарушителей самоизоляции подводят под амнистию

Нарушителей самоизоляции подводят под амнистию

Екатерина Трифонова

Совет по правам человека может рекомендовать властям вернуть гражданам деньги за штрафы

0
931

Другие новости

Загрузка...
24smi.org