0
6593
Газета Документ Интернет-версия

30.01.2001 00:00:00

О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики

Тэги: национальная, политика


Ассамблея народов России
Специальный доклад
Президенту Российской Федерации

О национальном самочувствии народов России.
О состоянии и перспективах государственной национальной политики

Москва
2000 год.

Оглавление:

Обоснование

I.О сущности национального вопроса и национальной политики в современных условиях

II.Основные тенденции развития этнополитических процессов

III.О Концепции государственной национальной политики

IV.О реализации государственной национальной политики

V.Организационное, управленческое и финансовое обеспечение национальной политики

VI.Первоочередные задачи стабилизации межнациональных отношений

VII. Федеративная демократия: перспективы для многонациональной России

VIII. Роль и место Миннаца в управлении этнополитическими процессами

Итоговые предложения



Обоснование.

Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И вопрос обустройства ее народов, их самочувствия и перспективы всегда был коренным и наиболее существенным вопросом для нашей страны. Россия после президентских выборов 2000 года вступила в новый исторический этап своего демократического реформирования. Можно утверждать, что судьба дает России еще один исторический шанс, а ее гражданам новые надежды на будущее. Социально-политическое содержание этого шанса, если быть кратким, состоит в следующем: "быть или не быть России великой и благополучной державой-нацией, великих и благополучных народов-этносов и граждан единой страны".

При реализации этого шанса, мы наследуем наряду с массой традиционных проблем и трудностей немало заметных достижений во всех сферах государственной и общественной жизни, которых мы, народы России, достигли своим талантом и сотворчеством, несмотря на многие сложности. И прямое, непосредственное влияние на реализацию эффективной государственной национальной политики окажут две фундаментальные проблемы: самочувствие народов и граждан России, состояние и перспективы российской государственности.

В результате смены ценностей и приоритетов многие сферы российского общества переживают кризисное состояние, но более всего тревожит и ранит людей сегодня дискомфорт в своем национальном самочувствии. Для целых народов, как и для отдельных граждан многонациональной России, огромное значение имеет состояние этнических отношений в стране, политические и нравственные установки национальной политики государства. Межнациональная напряженность и конфликты, особенно на фоне неспособности органов власти, государства в центре и на местах защитить права и свободы россиян независимо от их национальной принадлежности на всей территории Российской Федерации снижают легитимность власти, подрывают веру в нее людей. "Дружба народов - единство России" - базовый принцип деятельности Ассамблеи народов России. Речь идет, во-первых, об укреплении единства российского государства на подлинно демократических началах, а во-вторых, об утверждении равноправных и дружеских отношений между всеми национальностями нашей страны. Эти всепроникающие тенденции полноценного самоутверждения самобытности и перспектив каждой нации-этноса и всей Российской Федерации как нации-государства имеют фундаментальное значение для нашей страны во всех ее измерениях. Через призму нынешнего состояния и перспектив развития этих реальных и находящихся еще в своем становлении этнической и государственной общностей мы и рассматриваем характер и перспективы развития этнополитичеких процессов в стране, сущность и основные направления государственной национальной политики.

О сущности национального вопроса и национальной политики в современных условиях

Россия - это не только федерация территорий, но и федерация самобытных народов, этносов, которые столетиями обустраиваются в российском государстве вокруг и вместе с русской нацией. Общая судьба, схожесть духовной культуры и многих жизненных ориентаций наших народов нельзя ставить под сомнение. При этом надо учитывать все сложности развития процесса формирования как наций-этносов, так и нации-государства в стране. Они проходили в России всегда крайне сложно и противоречиво, неоднократно прерывались и подвергались грубым деформациям. Отсюда и чрезмерная взбудораженность, социально-психологическая ранимость национального самосознания, острота восприятия, постановки социально-экономических, культурных и политических проблем их развития и сотворчества. Народы, граждане, государство нашей страны после развала Советского Союза вновь и вновь оказываются в состоянии поиска своей идентичности. Но страна не должна уподобляться "витязю на распутье". Нужна определенность ориентаций и действий. И Концепция государственной национальной политики, утвержденная Президентом Российской Федерации 16 июня 1996 года, дает эту определенность.

Вместе с тем, среди политической, властной элиты страны, да и российского общества, господствует сложившаяся система патриархально-феодальных, изживших себя имперских и советских представлений, порой диаметрально противоположных: например, с одной стороны, нередко можно услышать, что национальность есть якобы самодовлеющее социально-культурное качество народа, личности. И такой однобокий подход ведет на практике к их национальной замкнутости и национализму, а с другой стороны, нации и национальные вопросы рассматриваются как мифы, как чьи-то выдумки, а следовательно возникновение проблемы в развитии наций и национальных отношений объясняется как чей-то злой умысел. Следовательно, исключается необходимость разработки и проведения какой-либо национальной политики. И так до очередного взрыва, межнационального конфликта. По представлениям таких людей, сумма национальностей автоматически формирует многонациональную общность страны, а государство есть только согражданство безнациональных существ. Но реальная жизнь подсказывает необходимость понимания того, что национальность и многонациональность - это важнейшие формы социальности и духовности людей с исторически формирующейся самобытностью своего становления в системе общественных отношений. Этническая, национальная специфика народов и культур пронизывает все стороны жизнедеятельности людей и их общностей. Соответственно, с этой спецификой надо считаться в деле общественного и государственного устройства единой страны. При этом следует исходить из того, что наша национальность и многонациональность находятся в эволюционном процессе своего развития в единой социальной и духовной общности, вытекая из исторически сложившихся форм общностей людей, самобытности их культур и традиций, образа жизни, психологии, характера и т.д. Национальное, как отдельное, самобытное явление России, дополняется исторически не менее богатой сущностью - многонациональностью. В своей гармонии они и составляют целостность России, социально-политическую общность - россиян, которая предполагает вовсе не одинаковость образующих частей, а единство многообразия. Речь о том, иными словами, что становление нынешней России в своем этнонациональном и многонациональном измерениях вновь происходит в сложнейших исторических условиях. Это порождает целый ряд новых и вполне реальных, а не надуманных проблем обустройства как наций-этносов, так и нации-государства. Попытки решить национальные вопросы в России призывами, заклинаниями или запретами ни к чему хорошему не приводили и не приведут. Этнический фактор - это не миф, а суть нашей социальности, духовности и даже государственности. Он автоматически превращается в фактор этнополитический, националистический, взрывоопасный, если пренебрегать им. А на его перевод в постконфликтное, эволюционное русло нужны десятилетия. Насилие, несправедливость, репрессии, обиды, допущенные в сфере жизнедеятельности наций, потом в самых гипертрофированных формах становятся частью национального сознания людей и используются недобросовестными политиками в целях этнополитической мобилизации масс. Вместе с тем, национальный дух и национальная память - это мощные факторы созидательной энергии народов и государства.

Нации являются коллективными формами существования людей в самобытных, историко-культурных формах общности. Это свойственно для человеческого сообщества в целом. Неразумен схоластический спор по поводу "есть или нет?" нации или национальный вопрос. Важно сосредоточить усилия в направлении учета потребностей и потенциала каждой нации, гармонизации межнациональных отношений. Одновременно практика показала неприемлемость решения национальных вопросов в России по чужим, пусть даже и весьма привлекательным, моделям вестернизованных ученых. Россия, и прежде всего русский народ, в отличие от большинства стран Европы и Америки, сохранили самобытные народы в единой государственной общности, а не уничтожили и не ассимилировали их, как в иных империях. В основном сохранились даже территориальные ареалы этногенеза многих народов. Поэтому мы рассматриваем многонациональность России как наше важное историческое достижение, а не недостаток, как твердят противники сохранения национальных особенностей народов.

Исследования, проведенные нашими экспертами в ряде других регионов, показывают господствующую в сознании и ориентациях граждан приверженность к многонациональности. На вопрос: "В каком коллективе Вы предпочитаете работать: в многонациональном или однонациональном?" - более 90 процентов опрошенных представителей самых различных национальностей отдают предпочтение многонациональным коллективам. В момент, когда агрессоры-террористы надеялись мобилизовать дагестанцев на войну с Россией 99 процентов дагестанцев ответили, что они россияне, они Россия. Это не только этнический, но и качественно новый уровень социальной, духовной и политической общности, которая исторически формируется в многонациональной Российской Федерации. Это, наконец, воля нашего многонационального народа жить и трудится в единой многонациональной стране. И не надо свергать многонациональность, а надо научится в интересах каждого народа, каждого человека, всей России управлять этнокультурными и этнополитическими процессами, укрепляя общность и соборность. И тем самым, добиваясь того, чтобы национальность и многонациональность из факторов уязвимости государства превратились в источник его социального и культурного богатства, динамичного развития.

Россия в этом плане имеет свой, веками выстраданный исторический опыт. На громадной евразийской территории нашей страны около 200 народов и этнических групп столетиями обустраивают свою совместную жизнь. Этот опыт крепко сидит в генетической и исторической памяти народов. Национальный вопрос для народов России - это действительно вопрос достоинства, самобытного развития и сотворчества наций и культур, а не противоречий и конфликтов между ними. Лишь понимание исторически обусловленных, глобальных и объективных законов развития национального (как отдельного, части) и многонационального, общероссийского (как общего, целого) поможет нам выработать стратегию и методологию нашей деятельности в сфере национальных и федеративных отношений.

Россия - уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно трезво проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.

Ассамблея народов России, один из немногих институтов гражданского общества России, в состоянии взять на себя решение этой задачи. Претензии государственных органов на то, что они способны сами решить национальные вопросы, оказались исторически несостоятельными. Опыт гражданского общества России открывает перед нами большие и в этом плане более позитивные перспективы. Отсюда необходимость нового взгляда на сущность наций-этносов и национального вопроса, целей и задач национальной политики не только государства как власти, но и государства как общества. При этом не забывая о консервативной сущности наций и строго эволюционном характере социально-культурных изменений в них.

Нации-этносы - это исторические общности с самобытным социальным и культурным опытом развития и сотрудничества. Они представляют собой не автономные образования, а столетиями являются составными частями единой социальной, духовной и государственной общности России. Следует осознать на уровне культуры, политики и управления, что нации, национальные отношения, а значит и национальная политика для многонациональной России, - это категории, относящиеся к глубинным основам ее истории, духовности, государственного строительства и государственной безопасности. Важно учитывать, что нации в России составляют многонациональность, а многонациональность пронизывает жизнь каждой российской национальности. Именно это и определяет основополагающие цели национальной политики. Равнодушное отношение к судьбам и перспективам народов, отсутствие стратегически ориентированной и эффективной национальной политики разрушает фундаментальные основы жизнедеятельности гражданина-россиянина, больших и малочисленных народов, историческую соборность российского общества и государства.

Нации-этносы, хотя и самостоятельны, но не самодостаточны, что обусловливает их открытость и тяготение к другим народам и культурам, способность воспроизводства и обогащения своей самобытной культуры, системы своего естественного жизнеобеспечения и самосохранения, именно через взаимодействие и общность с этими народами и культурами. Так, каждый народ нашей страны в силу названного взаимодействия созидает общий социально-духовный потенциал многонациональной России. Налицо непрерывный процесс сотворчества народов и культур. Основополагающее влияние на состояние наций, на межнациональное сотрудничество оказывает конкретно-историческая не только самобытность собственного опыта развития, но и общая для данной страны характеристика социальной, экономической и духовной жизни общества и государства.

В последние годы едва ли не все национальные "лидеры" используют возможности демократии и свободы для обеспечения этнического развития в узконациональном, этнократическом его понимании, не видя нередко, что и в этническом процессе определяющую роль в конечном итоге играют многонациональные, интернациональные факторы. Надо отметить, что развал Советского Союза, потеря надэтнической идентичности, глубочайший кризис экономики, идеологии и политики, а значит и состояния государственного строительства, законности и правопорядка, взбудоражили, взорвали национальное сознание многих людей и целых народов. Отсюда и автоматический перевод проблем развития общества в сферу межнациональных отношений, что придает им, совершенно не оправданно, этнополитическую окраску. Такие подходы резко усиливают присущую нациям и национальным отношениям чувствительность и взрывоопасность вплоть до искажения их сути и перспектив развития. Усугубляют подобную ситуацию и разного рода крайние экстремистские проекты "обустройства народов", "обустройства России", поиск "национальной идеи" на основе диктата интересов одного этноса, воссоздания "имперской федерации" с неизбежной ассимиляцией всех культур и национальностей. Им противостоят узконациональные ориентации, направленные на разрыв единой государственной общности, вплоть до создания мелких этнократических государств. Подобные идеи "отмены национальностей" - с требованиями "забыть о нациях", "роспуска республик", как и господства идей суверенитета, его доведения до "национального суверенитета" - приводят к политизации этнического фактора, превращают национальные отношения и многонациональность из потенциала развития единой России в сферу бесконечных распрей и конфликтов.

Соответственно, развитие социально-политических процессов в нашей стране, как в большинстве постсоциалистических государствах, и прежде всего политические спекуляции вокруг этнического фактора привели к кризисному состоянию общества, государства. В свою очередь, весь накал социального недовольства переходного периода стал переводиться в русло межнациональных обид, противостояния и конфликтов. Межнациональные конфликты, таким образом, стали дополнительным фактором дестабилизации экономического и социально-политического положения в регионах, в стране. Тем самым затрудняя или даже делая невозможным проведение успешных экономических и социально-политических реформ. Отсюда и тупиковость ситуации, хотя в конфликтах, которые привыкли называть межнациональными, национально-этнические моменты практически минимальны. Но если на эти конфликты не реагировать, влияние этнического фактора увеличивается до максимального.

Тезис о полном и окончательном решении национального вопроса всегда был в почете у политических режимов нашей страны. Но по сути это было проявление нежелания и неспособности активно вникать в национальные проблемы, а лишь попытка отмахнуться от них, "отчитаться". Логика же жизни, реальные процессы постоянно напоминают о том, что наша страна не скоро сможет отойти от внутренней напряженности в сфере национальных отношений, если, во-первых, мы не научимся учитывать весь исторический опыт развития наций и их историческую общность в составе России и, во-вторых, если не сможем коренным образом изменить подходы к пониманию национальных вопросов и способов их регулирования. Если этого не произойдет, наша многонациональная страна будет еще долго находится под постоянной угрозой реанимации старых и возникновения новых очагов нестабильности в сфере национальных отношений.

При всей противоречивости нашего прошлого опыта в нем больше созидательного потенциала, практики дружбы и сотрудничества, а не обид, конфликтов и войн. Наследуя опыт прошлого, мы чаще заняты возбуждением "злой памяти", а в использовании потенциала "доброй памяти" (М.Карим), дружбы и единства народов делается мало. Если мы будем так поступать и дальше, то и история будет нам мстить бесконечное количество раз, сводить с нами свои счеты. Сделали же достоянием российского общества ложный тезис о том, что "Россия и Чечня воевали друг с другом 400 лет", тогда как на самом деле, начиная с XVII века, владетели чеченских, дагестанских и иных горских общин Кавказа неоднократно просились и вступали в подданство России. Нельзя жить в плену стереотипов старых конфликтов. Причины трагедии в Чечне объясняются коротко: "Грозный не может забыть, а Москва не может вспомнить". Ясно, что нужны другие измерения исторической памяти. Народы должны не только помнить, но и понимать, уметь прощать друг другу старые обиды и умножать добрые дела в своем сотворчестве и дружбе.

Первейшая задача власти и гражданского общества современной России, мы считаем, - изменить взгляд на свою историю так, чтобы ориентировать поиск, возрождение из прошлого величайшего потенциала дружбы народов и сотворчества культур. Этот потенциал особенно необходим России в условиях демократизации национальной политики и межнациональных отношений. Только на такой основе мы можем обеспечить полноценное самобытное развитие каждого народа, каждой культуры, укрепляя при этом общность, соборность многонационального народа Российской Федерации

Основные тенденции развития этнополитических процессов

Многонациональность России - это исторически сформированная общность народов и культур. Основой России как страны, общества, государства был постоянный процесс собирания народов и земель. Именно за такую работу в России, прежде всего внутри русского этноса, князь Ярослав был назван Мудрым. Процесс собирания народов и земель в единое государство - а это главная задача национальной политики - требует огромной мудрости от государственных и общественных деятелей, от всех граждан Российской Федерации.

В состав Российской империи в свое время по-различному входили сотни народов, которые и составили этническое многоцветье нашей страны. Их пути были неодинаковыми, а судьба в России и русских, и нерусских оказалась одинаково сложной. Но она, всегда строилась под знаком общности. В целом же вывод можно сделать такой: многонациональность - это величайшее благо России, ее огромное историческое достояние. И важно разумно и умело им распорядиться.

Съезд Ассамблеи народов России еще раз подтвердил общую устремленность к тому, что путь страны и впредь лежит через просторы самобытного национального развития и всестороннего межнационального сотрудничества народов в составе единого Отечества. Для России в обозримой исторической перспективе необходимо сохранять и умножать достояние многонациональности, открывать новые перспективы для его служения интересам каждой национальности, всей Российской Федерации. Попытки же не заметить, пренебречь национальным многообразием обедняют Россию, делают невозможным ее единство, снижают ее жизнеспособность и народа, и общества, и государства.

В условиях демократизации общественной жизни национальная энергия народов была раскрепощена, и задача государства состояла в том, чтобы направить ее в созидательное русло. Этого не было сделано, и на поверхность стали "выползать" старые обиды и новые недовольства. Мощной недоброй лавиной они обрушились на общество, на людей, на государство. И как не вспомнить мудрое изречение: проблемы зарождаются медленно, но размножаются очень быстро. Все это привело к настоящему "взрыву" этнического самосознания и росту устремлений к узкоэтнической самоидентификации. Другие формы социальной идентичности людей стали отходить на задний план: человек устремился в свою этническую "пещеру", чтобы спастись от "предавших" его политико-социальных институтов. Характерным примером, подтверждающим этот тезис, может служить появление в процессе реформирования не только новых независимых государств, но и значительного числа новых этнических общностей. Если по последней советской переписи населения (1989 год) в стране было зафиксировано 127 этнических общностей, то по итогам первой российской микропереписи (1994 год) мы уже имеем 176 национальностей с четкой этнической самоидентификацией. Думаем, что в очередной переписи их будет около 200. Этот феномен объясняется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, в условиях возможности свободного этнического волеизъявления, заявили о своей самоидентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действительности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказывая еще раз жизнеспособность этнической энергии. В целом это объективный процесс, а значит надо научиться его направлять в созидательное русло.

Из сказанного следует принципиальный вывод: многонациональная Россия на обозримый исторический период будет сохраняться как многонациональное государство. Феномен многонациональности - это для России историческая данность, которая вытекает из реального существования этносов, и с этими реальностями не может не считаться ни один серьезный политик. И это еще один аргумент в пользу необходимости повышения приоритетов эффективной и стратегически выверенной национальной политики.

Нередко "национальная специфика" в устах некоторых политиков - это зачастую способ уйти от ответственности и творить недобрые дела за ее фасадом. Эксперты Ассамблеи народов России уверены в том, что нет такой национальной специфики, которая не могла бы быть разрешена, реализована в рамках Конституции Российской Федерации. Важным следствием роста этнического самосознания явилась политическая активизация этнических элит, резкое увеличение в России числа национальных движений, общественных и политических организаций, национально-культурных автономий и центров при дефиците деятельности многонациональных организаций. Тем более, что национальные движения не стали ограничивать свою деятельность лишь этнокультурными запросами, как некоторые предполагали, а, следуя примеру этнополитических элит бывших союзных республиках, начали от имени своих народов выдвигать достаточно жесткие политические требования. Мы столкнулись и с фактами перерождения этничности в политический экстремизм и сепаратизм. Согласованием и подписанием Федеративного договора (1992 г.), принятием новой Конституции (1993г.), разработкой и утверждением Концепции государственной национальной политики (1996 г.) этнократические тенденции были существенно ослаблены. Но процесс политизации национальных движений, а где-то и роста этнополитического экстремизма еще не преодолен, хотя радикальные националистические партии титульных национальностей на выборах во многом потерпели поражение. Оказались на обочине политической жизни даже такие, некогда влиятельные, националистические организации, как "Память", РНЕ, "Конфедерация народов Кавказа", ТОЦ и другие. Не имели, к счастью, успеха ни в одном субъекте федерации и в целом в России и организации национал-шовинистического толка, пытавшиеся говорить от имени русского народа. Это подтверждает высказанную мысль о том, что рвущиеся к жизни идеи национал-шовинизма и национал-сепаратизма все еще опасны.

Достаточно тревожный характер имеют целый ряд тенденций развития этнополитических процессов России.

Во-первых, - это этнодемографическая поляризация в ряде регионов и депопуляция многих этносов. Это касается русской и других этнических общностей. С одной стороны, казалось бы, за счет миграционных потоков происходит повышение численности и "удельного веса" русских в областях и краях, а с другой - увеличивается численность так называемые "титульных национальностей" в республиках. Есть даже попытки создания однонациональных анклавов. Существующие подходы и ориентации, прежде всего федеральных органов власти, не способны вывести данную ситуацию из нынешнего кризисного состояния.

Во-вторых - сокращение численности и ухудшение здоровья населения страны и прежде всего представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта тенденция принимает угрожающий характер. Наиболее интенсивное сокращение малочисленных народов наблюдается именно на территориях их традиционного расселения, что свидетельствует как о разрушении традиционной среды обитания, так и "неэффективности" государственных программ поддержки малочисленных народов. Ассамблея народов России уже несколько лет добивается решения целого ряда социальных и культурных вопросов, в том числе снижения пенсионного возраста для представителей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом их реального состояния. Коренные вопросы жизнеобеспечения малочисленных народов, сохранение среды их обитания, социальной поддержки, культурного развития и образования годами не решаются и не могут быть решены без коренного изменения практики национальной политики.

В-третьих - все более автономное сосредоточение русских в краях, областях при одновременном их оттоке не только из республик бывшего Союза, но и из ряда республик Российской Федерации, "выталкивание" представителей других российских национальностей страны из краев и областей России. И хотя в своей основе эти проблемы носят социально-экономический характер, им, как правило, придается этнополитическая окраска, что ведет к дестабилизации межнациональных отношений в регионах и в стране. Ясно, что отток русских из республик Российской Федерации прежде всего связан с прекращением работы многих предприятий ВПК. Но на этом фоне происходит и "утечка мозгов", "вымывание" квалифицированных кадров из республик, что неминуемо может негативно сказаться на общем интеллектуальном и научно-техническом уровне и перспективах развития многих народов и регионов России. Немалое отрицательное воздействие здесь оказывает и стихия национал-сепаратизма в республиках и национал-шовинизма в центре. Ситуацию можно и нужно нейтрализовать, прежде всего активизацией государственного воздействия, полным использованием созидательного влияния потенциала гражданского общества, дружбы народов России. Таким образом, задачи национальной политики охватывают не только "автономные" сферы национальных отношений, но и глубокие пласты социально-экономической и культурно-политической жизни всех народов и граждан нашей страны, российского общества и государства. Отсюда и актуальность комплексного, общегосударственного подхода к выработке и реализации современной, демократической национальной политики.

В-четвертых, - сложная ситуация сложилась на Северном Кавказе, где проживают представители более 150 национальностей. Северный Кавказ перегружен комплексом как прошлых, так и нынешних ошибок и обид. Общеизвестно, что республики Северного Кавказа стоят в ряду наиболее депрессивных территорий Российской Федерации. Уровень жизни населения здесь на порядок ниже среднероссийских показателей. В регионе массовая безработица, что исключает многие традиционные способы самоутверждения людей. Следовательно, активизируется поиск виновных на стороне, среди других наций и религий.

Наличие "воюющей" Чечни все эти годы провоцирует взрывоопасность этнополитической обстановки на Кавказе в целом. Но оказалось, что такое положение дел в регионе выгодно не только бандитам, но и неким чиновникам, чья преступная бездеятельность приносила им своего рода политические и финансовые дивиденды. Между тем беззаконие в Чечне несет горе и живущим вокруг Чечни, от него страдает Россия в целом. Ситуация на Северном Кавказе угрожает безопасности народам региона и всему российскому государству. Этнополитический экстремизм в этом регионе все заметнее стал смыкаться с религиозным экстремизмом. Здесь совершается больше всего в стране террористических актов. Беззаконие и коррупция, террористические разборки, наркобизнес, торговля оружием, как правило, проходят здесь, в том числе и с участием местных этнополитических элит. Население почти всех субъектов Федерации на Северном Кавказе буквально завалено оружием, которое не может не сработать в перспективе, хотя и трудно предугадать, где именно и в каких целях Нужны кардинальные меры по демилитаризации и постконфликтного строительства на Кавказе.

Огромная работа, развернутая в регионе в конце 1997 года и в начале 1998 года по выработке конкретных программ действий в регионе, была фактически провалена после отставки Правительства Черномырдина В.С. Никто последовательно и серьезно не занимался Северным Кавказом вплоть до августа 1999 года. Результат: целый ряд трагедий в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии. Можно не сомневаться, что и агрессия банд террористов с территории Чечни в Дагестан была спровоцирована, кроме прочего, и бездействием федеральных органов власти. Десятки указаний Президента и решений Правительства по Дагестану, Ингушетии, Осетии, Чечне, Карачаево-Черкессии в эти годы попросту игнорировались. Федеральные власти создали ситуацию, когда граждане региона были брошены на произвол судьбы, отданы на откуп местным "элитам" и бандитам. И только с началом антитеррористической операции в Дагестане началась относительно активная созидательная работа в регионе. Благодаря таким реальным действиям и был достигнут успех в Дагестане, но его не удалось закрепить в Чечне. Фактически на сегодняшний день не развязан до конца ни один из конфликтонесущих, дестабилизирующих узлов на Кавказе.

Основные неудачи государственной политики на Северном Кавказе объясняются ее непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие национальные вопросы наскоками, отдельными поездками, путем заигрывания с различного рода "лидерами" в ущерб интересам народов региона, состоянию национальных отношений в регионе и в стране. "Кавказская политика" переполнена стереотипами, символами и импровизациями без учета интересов всех народов российского государства. И сегодня Северный Кавказ перегружен вновь не только военно-административным потенциалом, но и соответствующими методами управления, без должного их обеспечения соответствующими культурно-информационными, экономическими и этнополитическими мерами, диалогом с гражданским обществом. Такая ситуация уже неоднократно приводила к негативным последствиям. Но российская власть с завидной последовательностью повторяет здесь трагические для государства, народов региона ошибки.

Чечня по-прежнему остается фактором, дестабилизирующим обстановку в целом на Северном Кавказе. Здесь по-прежнему господствует неразбериха. Хорошо, что назначен руководитель администрации Чечни, но до сих пор не удалось наладить широкомасштабный диалог с местным населением. Следовало бы более существенным образом помочь Кадырову, Аслаханову в установлении более эффективного взаимодействия с федеральными органами власти, а также с Хаджиевым, Хасбулатовым, Гантамировым, Сайдулаевым и с другими лидерами Чечни. Необходимо вернуть ответственную солидарность в чеченское общество. Нужна более ощутимая работа по реализации первоочередных мер по восстановлению Чечни, по подключению к этой работе и субъектов федерации. Надеемся, что В.Елагину удастся работу, которую достаточно эффективно начал в Чечне Н.П.Кошман. Но самое главное и самое трудное здесь сегодня - это процесс примирения. Трудно найти в Чечне семью, которая не пострадала бы от случившейся трагедии. Трудно найти в России человека, который остался бы равнодушным к трагедии в Чечне. Нужны всероссийские акции примирения, помощи и поддержки, обустройства людей в Чечне и беженцев из Чечни по всей России. Предстоит огромная работа по постконфликтному строительству в Чеченской Республике. Нужно расширить возможности пропаганды, просвещения, информации, культуры в процессе примирения. Иначе каждая из сторон будет изощряться в обвинении друг друга.

В-пятых, - Дагестан мужественно противостоял летом 1999 года агрессии. Но ситуация в республике остается сложной. Дагестан до сих пор находится под тройным прессингом: а) тяжелейшего социально-экономического кризиса и массовой безработицы, существенного влияния криминалитета, отсутствия ресурсообеспеченных программ восстановления предприятий и создания рабочих мест; б) неослабевающего давления этнополитического сепаратизма и экстремизма, постоянного, непрекращающегося террора и насилия со стороны бандформирований из Чечни; в) все усиливающейся экспансии религиозного ультрарадикализма с территории стран ближнего и дальнего зарубежья.

Наконец, общая обстановка на Северном Кавказе такова, что повсеместно - в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии, Ставрополе, Краснодаре, Ростове - конфликтонесущие, провоцирующие, базовые факторы, пока не нейтрализованы, а загнаны во внутрь. И каково их реальное состояние и чего следует ожидать в перспективе, мало кто знает. Следует подчеркнуть, что логика развития процессов в регионе имеет не только объективные, но и целый ряд субъективных причин. И не последнюю роль в этом ряду играет непоследовательность и равнодушие целого ряда властных структур к положению на Северном Кавказе, даже при наличии четких установок со стороны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
236
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
288
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
239
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
202

Другие новости