0
3706
Газета Экология Печатная версия

26.04.2004

Ярославцы страдают от прогресса

Тэги: ярославль, экология, транспорт


ярославль, экология, транспорт Города Ярославской области задыхаются от автомобильных выхлопов.

Ярославская область сегодня входит в первую десятку неблагополучных регионов России по уровню онкологических заболеваний. На учете в местном онкодиспансере находятся более 20 тыс. больных. Каждый год фиксируются 4–5 тыс. случаев заболевания раком. Более 3 тыс. ярославцев ежегодно умирают с диагнозом «онкологическое заболевание».

По мнению специалистов, среди главных причин этой нарастающей беды плохая экология (следствие концентрации в регионе предприятий химии и нефтехимии и увеличения количества автомобилей), а также некачественные вода и пища. Ярославцы, по сути, оказались заложниками быстрого развития экономики и промышленности региона.

 

Сперва просвещать, а потом лечить

 

Как сообщил корреспонденту «НГ» главный врач областного онкологического диспансера Вячеслав Ухарский, в 2003 году в регионе было выявлено 376 случаев заболевания раком на 100 тыс. населения, что превышает общероссийский уровень. На первом месте по заболеваемости находится рак кожи, на втором месте у мужчин – рак легких, трахеи и бронхов, а у женщин – рак молочных желез.

За последние 10 лет общая заболеваемость злокачественными новообразованиями в области выросла на 13,7%, а смертность – на 6,7%. При этом около половины умирает в течение года после установления диагноза. Особенно неблагополучна статистика среди больных раком легких – только одна треть из них подлежит оперативному лечению. Причины тому – отмена обязательных профилактических осмотров населения.

Ярославские врачи могут лечить больных, то есть бороться с последствиями заболевания и просвещать население. Но остановить темпы индустриализации, закрыть предприятия химии, ограничить поток автотранспорта, очистить реки и обеспечить людей здоровой пищей им не под силу.

– Сейчас мы излечиваем около 50 процентов больных, на Западе эти показатели достигают 75 процентов, – заявил Вячеслав Ухарский корреспонденту «НГ». – Основные наши действия направлены на пропаганду и санитарно-просветительскую работу, чтобы население шло обследоваться в больницы, и на усиление диагностики.

За последние несколько лет в онкодиспансер закуплено уникальное эндоскопическое оборудование и томограф. Есть техника для проведения эндоскопических операций по удалению опухолей, после которых следует практически полное выздоровление пациентов. Совсем недавно здесь купили современный аппарат для лучевого лечения больных, а для больницы Рыбинска приобрели новый маммограф для диагностики рака молочной железы.

Главная цель приобретения дорогостоящего оборудования – диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях, когда можно вылечить до 90% пациентов. При этом государству лечение рака на ранних стадиях обходится в 10–20 раз дешевле, чем, как правило, малоэффективные, но дорогостоящие способы лечения больных на III или IV стадии заболевания. Успехи здесь есть – количество выявленных больных раком на первых двух стадиях увеличилось на 15%, но все равно большая часть онкобольных попадает в поле зрения медиков в более тяжелом состоянии.

– Мощность онкологической службы области отстает от потребностей – у нас 50-процентный дефицит коек. Часть больных лечится в общегородских больницах, где им в основном делают хирургические операции. Адекватное лечение получает только половина больных раком, – утверждает главный врач онкодиспансера.

 

Невозможная среда обитания

 

На недавней Всероссийской онкологической конференции отмечали, что основными факторами, вызывающими рост заболеваемости раком, являются нарушения экологии в большинстве субъектов РФ. Данные экспертов Всемирной организации здравоохранения подтверждают эти выводы – 75–90% таких заболеваний являются результатом загрязнения окружающей среды. Это касается и Ярославской области.

В Ярославле сконцентрировано много химических производств – НПЗ, «Техуглерод», шинный и моторный заводы, асбестовые и лакокрасочные производства. Область входит в двадцатку самых промышленно развитых регионов России. Не случайно наибольшее количество больных раком регистрируется в Ярославле, Рыбинске и Переславле – наиболее развитых городах области.

Расположенные здесь предприятия дают существенную долю ВВП области, стабильно платят налоги и обеспечивают людей высокой зарплатой. И если в Европе постепенно сокращают производство технического углерода из-за его негативного влияния на экологию, то в Ярославле такая постановка вопроса нереальна. При этом «Техуглерод» производит более половины своей продукции на экспорт, что уже привлекло внимание Еврокомиссии.

Врачи-онкологи отмечают, что работники химических и нефтехимических предприятий Ярославля болеют раком чаще остальных жителей региона. За риск повредить здоровью руководство этих заводов помимо хорошей, по местным меркам, зарплаты (13–15 тыс. руб.) и досрочного выхода на пенсию предоставляет своим подчиненным такой социальный пакет, который не снился рабочим других предприятий, – от добровольного медицинского страхования до доплаты к отпуску, чтобы человек мог отдохнуть в Турции или на Канарах.

Впрочем, с каждым годом на первое место по количеству вредных выбросов в атмосферу выходит автомобильный транспорт, который затмевает своими выхлопными газами работу промышленных предприятий. Последние под воздействием местных властей и внедрения экологических стандартов вкладывают деньги в природоохранные мероприятия и сокращают выбросы. Количество автомобилей, напротив, увеличивается.

По информации председателя комитета природопользования и охраны окружающей среды мэрии Ярославля Владимира Овчинникова, предприятия города за последнее время снизили объемы вредных выбросов. Но в те же годы наблюдается неуклонный рост загрязнения воздуха автотранспортом.

 

«Зеленый свет» для «отравителей»

 

За последние пять лет рост содержания окиси углерода отмечен в атмосферном воздухе практически всех крупных городов России, в том числе и Ярославля. В центре города средняя концентрация диоксида азота превысила санитарную норму в 1,7 раза, а максимальная разовая – в 6 раз. Источники выбросов диоксида азота в атмосферу – ТЭЦ, котельные и все тот же автотранспорт. На долю последнего приходится половина азотосодержащих загрязнителей воздуха. Особую тревогу вызывает рост содержания в воздухе города бензопирена, являющегося мощным канцерогеном.

Врачи ярославского онкодиспансера имеют в своем распоряжении самое современное оборудование. Фото Вячеслава Юрасова

При такой печальной статистике городская программа снижения антропогенного влияния на окружающую среду не предусматривала активных мер по борьбе за чистый воздух над Ярославлем.

– Можно сколько угодно заниматься снижением выбросов заводов, но это не сделает воздух города здоровее, потому что из всех источников загрязнений ближе всего к человеку автотранспорт. Ведь мы не стоим у дымовой трубы завода, выбросы которой рассеиваются на десятки километров. А выхлопная труба автомобиля «дышит» прямо в легкие, – заявил корреспонденту «НГ» главный врач клинической больницы № 1 Юрий Матвеев.

Даже хорошо отрегулированный двигатель, успешно прошедший тест на содержание окислов углерода в выхлопных газах, при движении с места выделяет продукты неполного сгорания. Работники ГИБДД знают массу ситуаций, когда, вдохнув выхлопные газы полной грудью, пешеход терял ориентацию, у него замедлялась реакция, и только по этой причине случались тяжкие ДТП.

Проблему может снять создание в Ярославле транспортных коридоров непрерывного движения транзитного транспорта и возрождение механизма «зеленой волны» на главных города. Последнее может избавить и от загазованности на перекрестках, и увеличить пропускную способность улиц. Пока эти идеи только прорабатываются в городских службах и не находят необходимого финансирования.

Заместитель начальника областного управления ГИБДД Андрей Сироткин отмечает, что транспортную активность в центре Ярославля провоцируют сами городские службы, согласовывая размещение наибольшего количества предприятий торговли и обслуживания именно здесь. Глобальные проекты типа ограничения движения автотранспорта в центре Ярославля или активного внедрения машин, работающих на газе, пока остаются на бумаге. Установить на автобусы, проезжающие через центр города, нейтрализаторы для снижения загазованности также не удается из-за их неподъемной цены.

 

* * *

 

Количество заболевших раком в Ярославской области могло быть еще больше. Но, как заметил Вячеслав Ухарский, рак наиболее распространен у людей старше 60 лет. А до этого возраста многие российские мужчины, как правило, не доживают.

Ярославль


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

Денис Беляков

Предписание ФАС, позволявшее защитить от обесценивания крупный пакет акций логистического комплекса, отменено в арбитраже

0
693
Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
922
Нарым: трансформация ландшафтов

Нарым: трансформация ландшафтов

Алексей Беляков

Как должны устраиваться населенные места на поймах великих рек Сибири

0
526
Открытый океан прикроют конвенцией

Открытый океан прикроют конвенцией

Юлдуз Халиуллин

ООН скоро приступит к разработке документа по защите морских ресурсов от бесконтрольной эксплуатации

0
401

Другие новости

Загрузка...
24smi.org