За последний месяц "чистой" воды на Север предстоит завезти еще 30% грузов.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
КАЖДЫЙ год с приближением зимнего сезона возникает проблема обеспечения всем необходимым северных регионов. Это один из самых серьезных вопросов, с которыми осенью сталкивается правительство, поскольку завершить завоз в арктические и другие отдаленные регионы необходимо до начала ноября.
Неоднократно из-за несвоевременного финансирования возникали перебои в поставке всего необходимого в регионы, которые в зимний период становятся практически недоступны для судоходства. Однако в этом сезоне проблем с доставкой продуктов и топлива в отдаленные регионы возникнуть вроде бы не должно. В 2000 году федеральный бюджет профинансировал программу завоза на 110%.
Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная проблеме северного завоза. На встрече с журналистами заместитель министра экономического развития и торговли РФ Мухаммед Циканов заявил, что "центр профинансировал программу завоза на 110%" и в нынешнем году проблем с доставкой грузов не ожидается. По словам замминистра, "проблемы недофинансирования остаются только на уровне региональных бюджетов".
Также было отмечено, что в настоящее время работа идет с опережением графика и уже сейчас в отдаленные регионы завезено 13,2 млн. тонн грузов, что превышает прошлогодний показатель на этот период на 2,5 млн. тонн.
Прежде всего своевременность поставок связана с тем, что федеральный бюджет, не испытывая в этом году острого дефицита средств, смог вовремя выделить северным территориям более 3 млрд. руб. для закупки необходимого количества нефти и угля.
По данным Минэкономразвития на сегодня программа по обеспечению северных территорий нефтепродуктами выполнена на 67,8%, углем - на 62%, продовольствием - на 20%. Часть грузов в настоящее время находится в пути. Таким образом, уже в сентябре программа по доставке топлива выполнена более чем наполовину. Окончательно завершить северную навигацию намечается к концу октября.
Но администрации ряда регионов - Чукотки, Архангельской и Мурманской областей - еще не подали заявки на поставку продтоваров и топлива.
Однако весьма оптимистичные прогнозы замминистра могут и не оправдаться. Дело в том, что навигация по мелководным северным рекам приходится на июнь - период "большой" воды, в остальное же время доставка груза возможна лишь в населенные пункты, располагающиеся рядом с крупными реками. Неизвестно, успеют ли судоходные компании перевезти оставшуюся треть продукции и топлива до окончания навигации. Но вероятность того, что районы, находящиеся в отдалении от основных навигационных путей, будут испытывать недостаток продуктов или топлива существует, поскольку транспортировка грузов из крупных населенных пунктов в более мелкие и отдаленные крайне затруднена.
В то же время, по словам руководителя Росречфлота, администрации северных регионов "задолжали речным судоходным компаниям за прошлогоднюю и нынешнюю навигации около 1,2 млн. руб.", что тоже может вызвать дополнительные затруднения.
По проекту бюджета 2001 года на программу обеспечения северного завоза в будущем году планируется выделить 6 млрд. руб.
На встрече с журналистами заместитель министра также подчеркнул, что ответственность за обеспечение регионов лежит не только на правительстве, но и на губернаторах, поэтому, получив необходимые для обеспечения средства из бюджета, они обязаны своевременно и эффективно их использовать.
И, конечно же, надо надеяться, что губернаторы не направят полученные из бюджета целевые средства на латание бюджетных дыр, что нередко еще случается.