0
2169
Газета Экономика Печатная версия

28.05.2010

Похороны государственно-частного партнерства

Тэги: государство, бизнес


Вчера президентский Институт современного развития (ИнСоР) и Центр развития государственно-частного партнерства обнародовали неутешительные выводы об отношениях российской власти к бизнесу и неоправдавшихся надеждах на механизм частно-государственного партнерства. О необходимости инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства Владимир Путин заговорил еще в 2004 году, однако этот механизм оказался в России неработоспособным. «Сегодня нельзя работать в рамках государственно-частного партнерства» – таков итог исследования экономистов.

Вчера специалисты ИнСоРа и Центра развития государственно-частного партнерства (ЦРГЧП) обсудили то состояние, в котором пребывает сегодня в России партнерство бизнеса и власти.

ИнСоР вместе с ЦРГЧП искал примеры успешного ГЧП в 18 регионах Центрального федерального округа (ЦФО). Аналитики отметили, что сейчас, в условиях растущих дефицитов региональных бюджетов, именно ГЧП может стать важным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Однако, как показало исследование, в регионах ЦФО сейчас реализовано лишь шесть инфраструктурных ГЧП-проектов с привлечением бюджетного и внебюджетного финансирования и с распределением рисков между партнерами (как правило, это проекты по жилищному строительству и в сфере жилищно-коммунальных услуг). Большинство же инфраструктурных проектов находятся пока в стадии планов и подготовки. И в целом перспективы их реализации туманны.

«С одной стороны, региональные и муниципальные власти понимают необходимость поиска внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов. С другой – отсутствуют понятные схемы эффективного взаимодействия власти и бизнеса, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты», – отмечается в материалах ИнСоРа. Поэтому сегодня реализация ГЧП-проектов носит лишь фрагментарный характер. Причем иногда государственно-частным партнерством называют ситуацию простого предоставления государством разного рода субсидий, дотаций и льгот бизнесу. Специалисты Центра развития ГЧП ввели для такой ситуации понятие «квази-ГЧП-проекты». «Почти все реализуемые региональные проекты являются таковыми. Возникли они в условиях отсутствия законодательства и нехватки квалифицированных компаний, обладающих инвестициями», – объясняет термин председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России и председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов.

Эксперты говорят о том, что в регионах и среди участников рынка нет четкого понимания самой сути ГЧП. И такое непонимание только еще больше усугубляется несовершенством существующей законодательной базы и почти повсеместным отсутствием на региональном уровне необходимых законов об участии субъекта РФ в ГЧП.

Специалисты ИнСоРа и ЦРГЧП практически едины в своем мнении, что, как показывает практика, «сегодня нельзя работать в рамках ГЧП». Хоть какое-то будущее есть у уже начатых, наработанных проектов, если же говорить о новых, планируемых проектах, то в сложившихся условиях их успешная реализация сомнительна.

Тем самым заявленная около пяти лет назад Владимиром Путиным – в ту пору еще президентом – идея привлечения частного бизнеса в долгосрочные проекты так и не принесла практически никаких плодов. В 2005 году Путин подписал Закон «О концессионных соглашениях» (концессия – форма государственно-частного партнерства, подразумевающая сохранение права собственности государства на имущественный объект и передачу его в эксплуатацию частному лицу на определенный срок). В 2007 году в своем Послании Путин снова вернулся к этой теме: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки». На деле же ни бизнес, ни власть так и не смогли прийти к единому мнению о том, в каком именно виде должно проходить их взаимодействие друг с другом.

Эксперты «НГ» согласны с выводами, сделанными в исследовании относительно барьеров, стоящих на пути успешной реализации ГЧП-проектов. «Само определение ГЧП не включает механизмов реальной заинтересованности исполнителей от государства, а, как известно, у нас все зависит от людей на местах», – поясняет гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. «Неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, отсутствие закона о государственной собственности, несовершенство закона о концессиях, о национализации и других обусловливают риски инвестирования частных средств в объекты принадлежащей государству инфраструктуры, – объясняет начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. – Законодательное закрепление прав пользования объектами государственной собственности за частными компаниями в рамках концепции ГЧП, предоставление правовых гарантий этим компаниям по возврату вложенных средств позволят значительно снизить риски частных инвестиций и активизировать процесс привлечения отечественного и зарубежного капитала в объекты государственной собственности».

В настоящее время, продолжает Винокуров, успешных проектов ГЧП очень мало: «Нормально развивается Усть-Луга, включая те терминалы, которые финансируются на принципах ГЧП. Недавно запущен проект модернизации аэропорта «Пулково». Не менее ярким примером удачного взаимодействия бизнеса и власти является, по мнению Дзагурова, строительство Москва-Сити. «В основном завершенные ГЧП-проекты находятся в сфере ЖКХ. Поскольку они завершены, их и можно назвать более удачными. Они не такие длительные, как в сфере транспорта, менее капиталоемкие, с быстрой окупаемостью инвестиций. Пример – проекты Росводоканала в регионах по управлению водоканалами на основе аренды с инвестиционными обязательствами», – уточняет Спиридонов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Горьковский автозавод проводит конкурс GAZidea для предпринимателей на лучшие идеи для мобильного бизнеса

Горьковский автозавод проводит конкурс GAZidea для предпринимателей на лучшие идеи для мобильного бизнеса

Андрей Гусейнов

0
911
Около 90% предпринимателей оценивают бизнес-климат в регионах как неудовлетворительный

Около 90% предпринимателей оценивают бизнес-климат в регионах как неудовлетворительный

0
923
Фармацевтическая аритмия

Фармацевтическая аритмия

Павел Воробьев

Почему на прилавках аптек возник очередной дефицит

0
1531
Как построить "долгое государство"

Как построить "долгое государство"

Олег Носкович

Россия остро нуждается в новой идеологии

1
1901

Другие новости

Загрузка...
24smi.org