![]() |
Мы имеем дело с материальными проявлениями нематериальности. Полина Шульгина. Пузыри мироздания. 2021 |
Среди многих определений понятия «сознание» теряется самое главное определение – «сознание» есть нематериальная субстанция, существующая как часть чего-то общего, но проявляющая все признаки индивидуальности. И наступит время, когда будет забыта как тяжелый сон идея о том, что человек является источником и вместилищем сознания, а заодно с этим забудутся и все существовавшие определения этого понятия. Ибо сознание – первично и вечно, а все остальное, материальное – вторично и конечно.
С инженерной точки зрения важно знать, что «сознание» невозможно сконструировать или смоделировать, сколько ни пытались бы его «воплотить в железе», увеличивая масштаб и операционный потенциал искусственного интеллекта. Сознание – это нечто совсем иное, и, чтобы это понять, нужно совместить инженерию с философией.
Можно сделать попытку выстроить логическую цепочку, соединяющую мир материальный, вещественный, и мир нематериальный, до сих пор нераскрытый. Можно сразу сказать – рациональный инженерный ум беспомощен в этой попытке, ему нужна твердь, которую дают лишь Пифагор и таблица Менделеева, в крайнем случае – увесистый том «Теоретической физики» Ландау и Лившица.
Чтобы выстраивать логические цепочки в поисках новых истин, есть один прием, и заключается он в том, что берется какой-либо известный закон или постулат и допускается его неправильность или неполнота. Чтобы это исправить, следует задать себе вопрос «А почему так?» и опустить рассуждение на более глубокий уровень анализа. Для ответа нужно рассматривать явления с позиции причинности, и этот процесс может быть настолько многослойным, что в конечном счете способен привести не только к переформулировке закона, но даже к его отмене. В этом алгоритме познают мир маленькие дети-почемучки, с помощью своих «Почему?» составляющие пазлы картины мира.
Во вселенной нет пустоты, пространство всегда – среда, в средах всегда идут процессы. И если представить, как возникал материальный мир, то возможен следующий сценарий.
В некоторой среде, заполняющей пространство, идут волновые процессы, как в бескрайнем водоеме. Волны могут быть бегущими, стоячими или склеиваться в волновые пакеты, которые, в свою очередь, могут соединяться в более сложные структуры. Из таких структур складывается мир элементарных частиц, которые так же собираются в более сложные структуры, создавая мир атомов и молекул, образующих вещество. На основе полученного вещества возникают структуры неживой и живой природы, продолжающие дальнейшую эволюцию.
Этот сценарий считается типовым, но интерес представляет не он, а тот самый вопрос «Почему?». Что лежит в основе механизма эволюционирования от волновых пакетов до высших биологических существ, наделенных сознанием?
Использование детского способа познания мира позволило найти алгоритм, которому подчинен весь материальный мир. Этот алгоритм проявляет себя в форме стремления материи к самоусложнению. Подчиняясь ему, любые материальные объекты – от простейших до самых сложных – образуют более совершенные объекты, объединяясь с другими объектами или перестраивая себя.
Признание существования такого свойства материи, как «стремление», подводит к мысли о том, что все предметы материального мира обладают особого рода «ментальностью», напоминающей что-то, связанное с представлениями о сознании. Рассматривая такую ментальность как способность к эволюционному развитию, можно присвоить ей несколько уровней.
«Ментальность» 1-го рода. «Ментальная» материя устремлена к объединению в более сложные структуры для сохранения себя.
«Ментальность» 2-го рода. «Ментальная» материя способна меняться внутренне для сохранения себя.
«Ментальность» 3-го рода. «Ментальная» материя способна воздействовать на внешнюю среду для сохранения себя.
Объекты неживой природы проявляют признаки «ментальности» 1-го и 2-го рода. Например, объекты квантового мира (элементарные частицы) проявляют «ментальность» 1-го рода, будучи устремленными к объединению в более сложные структуры, которые могут проявлять «ментальность» 2-го рода, преобразуя себя.
Объекты живой природы фактически начинают собственный цикл эволюционирования, поэтому проявляют «ментальность» 1-го, 2-го и 3-го рода, будучи в конечном счете способными воздействовать и преобразовывать окружающую среду для самосохранения и развития.
Здесь можно увидеть, что неживая материя ведет себя подобно живым организмам, борющимся за существование. Это приводит к подтверждению того факта, что мы еще плохо представляем себе, где находится связующий мостик между живой и неживой природой. Путь размышлений может быть достаточно длинным, прежде чем выяснится, что там, где должен был быть тупик, открывается ранее не замеченная дверь в новое пространство познания.
В живой природе «ментальность» прячется за свойством самосохранения, называемым «гомеостаз». В неживой природе «ментальность» стоит за свойством самосохранения, называемым «самоорганизация». Основываясь на этой аналогии, можно заключить, что свойство устремленности к самосохранению и саморазвитию, связанное нами с «ментальностью», присуще как живой, так и неживой природе.
Это дало основания для появления нового понятия гомеостатическая ментальность, или, сокращенно, гомен. Говоря проще, живые «ментальные» организмы эволюционируют благодаря наличию разных уровней сознания, неживые «ментальные» объекты эволюционируют благодаря наличию гомена.
Компьютер сам по себе не возник, пока не объединилось несколько разных систем с «ментальностью» 1-го рода, например операционная система, система электропитания, система охлаждения и прочие, в общую систему с «ментальностью» 2-го рода. В своей технологической эволюции компьютер проявил устремленность к самоусложнению, на пути к «ментальности» 3-го рода, соответствующей способности воздействовать на внешние факторы, в частности вирусные атаки. Уже на этом уровне компьютер может рассматриваться как модель живой системы, стремящейся сохранить себя и умножить свои возможности дальнейшего развития.
Следуя этой логике, можно ожидать, что развитие искусственного интеллекта неизбежно должно повторять эволюцию неживых систем благодаря их гомену. Была пройдена стадия объединения в сетевые системы; стадия самоусложнения за счет новых технических решений и разнообразных программ. И, наконец, осуществлен переход на новый уровень, на котором системы с искусственным интеллектом начинают самоутверждаться, в том числе с помощью воздействия на социум. Именно на этом этапе человечество столкнется с необходимостью признания существования у машин свойства под названием «гомен», родственного человеческому сознанию.
Важно еще раз отметить, что у человека и высших животных нет органа под названием «сознание». Мозг здесь ни при чем, и связывать его с сознанием – примитивная ошибка. Сознание нематериально, оно, хотя и прочно связано с индивидом в материальном мире, материальному миру не принадлежит.
Сущность под названием «гомен» так же нематериальна и фиксируется нами лишь благодаря своим проявлениям в материальном мире. Эти проявления – в «странности» поведения некоторых жителей квантового мира, в мимикрировании под корпускулу волны под названием «электрон», в привычке волновых пакетов, именуемых «протон», «нейтрон», «электрон», собираться в атомарные структуры, выстроившиеся в Периодическую систему имени Д.И. Менделеева.
Гомену подчиняются планетные и звездные системы, поведение пульсаров и квазаров, вспышки сверхновых, гомен управляет строительством структур РНК и ДНК. Гомен проявляет себя в многочисленных свойствах самоорганизующихся физических, биологических и социальных систем, включая самоорганизацию простых математических структур. Это еще раз напоминает нам о том, что мы имеем дело с материальными проявлениями нематериальности.
Гомен не является элементом конструкции машин с искусственным интеллектом, но он является тем, что может привнести искусственному интеллекту черты индивидуальности. Проявленный в результате этих аналитических построений гомен подкрепляет идею о существовании единого алгоритма существования и эволюции материального мира.
Однако важна и другая идея: человек как автор искусственного интеллекта вышел на уровень способности создавать объекты по образу и подобию своему. Возможно, это то, что и было заложено в Замысле Создателя и для чего была придумана Школа под названием «Жизнь».